|
ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ На внешнее поведение собаки влияют два основных фактора, это развёртывание генетически обусловленной программы поведения в процессе развития организма и обучение. Сильное влияние на результат обучения могут оказывать наследственность или условия выращивания собаки начиная с пренатального развития. Например, сильно развитая такая структура мозга, как миндалина, или белковое голодание в пренатальном периоде и т.д. Это отдельная, очень большая тема. В этом разделе мы коснёмся прежде всего теории научения. Теория научения – раздел в психологии, объясняющий, как организм научается. Современная теория научения основывается на принципах работы мозга, сформулированных нейрофизиологами, нейропсихологами и специалистами других направлений нейронауки. Нас, как любителей собак, эти вопросы интересуют, прежде всего, с точки зрения обучения наших питомцев. Понять, как происходит процесс научения без знания базовых принципов работы мозга, практически невозможно, поэтому необходимо коснуться их, хотя бы в приближённом варианте. Для облегчения понимания материала дадим определения основных понятий. Научение: – формирование новой функциональной системы. Индивидуальный опыт – это накопление этих систем. – закономерности, лежащие в основе формирования или модификации индивидуального опыта (память). Обучение: - процедура, ведущая к указанным изменениям, к развёртыванию вышеуказанных закономерностей. В обучении можно выделить: - методику обучения, как сложившуюся совокупность методов позволяющую решать определённые конечные задачи обучения. Она описывает на базе каких безусловных рефлексов и стимулов строится обучение собаки. - технику обучения, которая определяет, какие, в каком режиме, и в какой последовательности безусловные и условные стимулы (раздражители) используются для достижения конечной цели каждого конкретного этапа обучения.
Нейрообеспечение поведения. Важнейшим свойством нервной системы, обеспечивающим процесс обучения, является память. Разные формы памяти (зрительная, звуковая, пространственная и т.п.) поддерживаются разными нейроанатомическими системами мозга. «Обучение - это приобретение знания о мире. Память – это сохранение этого знания». E.R. Kandel, J. H. Schwartz, T. M. Jessel,„Principles of Neural Science“.2000, McGraw-Hill, New York
«Память – способность системы воспроизводить свои прошлые состояния». (Константин Владимирович Анохин - нейробиолог, профессор, член-корреспондент РАМН и РАН.)
Память является основой любого поведения собаки; благодаря памяти собака способна накапливать информацию, и не терять прежних навыков и знаний. Кодирование памяти происходит на уровне генома нервной клетки. Этот процесс происходит в несколько этапов. Память в мозгу оставляет материальный след (энграмма – след памяти). В результате обучения всегда происходят морфологические изменения в мозге, образуется новая специализированная группа нейронов, увеличивается количество синапсов нейрона. В существующих синапсах происходит изменение активной зоны, увеличение количества пузырьков, изменение присинаптической области. Интенсивное обучение приводит к увеличению толщины коры больших полушарий мозга. Обучение начинается ещё в пренатальном периоде и продолжается в течение всей жизни собаки. В раннем онтогенезе собаки (до 7 – 9 месячного возраста) формируется до 70% пожизненного поведенческого репертуара. Формирование преспециализированных групп нейронов в раннем онтогенезе, это создание материальной базы для обучения собаки в течение всей дальнейшей жизни. Чем разнообразнее преспециализация, тем быстрее и надёжнее собака усваивает в дальнейшем самые сложные программы обучения. Наиболее ценными для преспециализации являются первые месяцы жизни животного. При очень упрощённой аналогии этот процесс можно сравнить с открытием нового супермаркета. Предполагается, что при выходе данного магазина на полную мощность в нём будет ежеминутно происходить невообразимый по числу наименований товарооборот. Чтобы избежать бардака в этом процессе производится предварительная специализация размещения товаров на площадях супермаркета. Формируются крупные группы: - продовольственные товары - в этом отделе: мясо, молоко, хлеб, крупы, консервы и т.п.; - промышленные товары - хозтовары, инструменты и т. п.; - бытовая химия - краски, стиральные порошки и т. д. Затем происходит такое же деление в отделах этих групп и т.д. Чтобы выживать и развиваться, магазину необходимо приспосабливаться к изменяющемуся потребительскому спросу. Поэтому с момента открытия, из ассортимента регулярно удаляются товары, не пользующиеся спросом, они заменяются на более популярный товар. Отслеживается ситуация на внешнем рынке: в ассортимент вводятся самые модные товары. Через некоторое время в каком-нибудь отделе товар может значительно отличаться от начального ассортимента, но все-таки, это будет товар той же преспециализации. Одним из преимуществ данной системы является возможность быстрого введения вновь поступающего товара в торговый процесс. Чем удобнее, логичнее, построена сеть распределения товара на территории супермаркета, чем шире ассортимент, тем больше шансов, что покупатель удовлетворит свои потребности и станет постоянным клиентом. На морфологическом уровне нервной системы, это аналогично формированию в раннем онтогенезе (начиная с пренатального периода) преспециализированного набора нервных клеток «под различные ситуации» (первичный ассортимент). В группе преспециализированных клеток присутствуют «молчащие нейроны», которые используются для новой специализации. Эти «молчащие нейроны» начинают работать в ситуации обучения, соответствующей преспециализации той группы клеток, в которую они входят. То есть, нейроморфологическая база формирования нового опыта, это преспециализированные клетки резерва и вновь появившиеся нервные клетки в результате неонейрогенеза. Как показали исследования последних лет в области нейронауки, новые нейроны образуются в течение всей жизни. Этот процесс получил название - неонейрогенез. При достижении положительного результата в процессе обучения фиксируется группа специализированных клеток. Из 100% активизирующихся в ситуации обучения клеток специализированными становится 1 %. Основой успеха селекции нервных клеток в процессе обучения, является предшествующее многообразие селекционного материала. Чем выше разнообразие, тем выше вероятность успеха селекции. В связи с этим хочется ещё раз заострить внимание на важности развития базовых форм поведения щенка в раннем онтогенезе, в возрасте до 4-5 месяцев. Именно этот период в значительной степени обеспечивает способность собаки к обучению в течение всей дальнейшей жизни. Функцией этих клеток, в рамках нейроповеденческой специализации, является достижение определённого поведенческого результата. Этот новый элемент индивидуального опыта, полученный в результате научения, фиксируется в качестве этапа индивидуального развития, встраивается в систему памяти. Специализация нейронов постоянна (сохраняется на протяжении всей жизни). Переспециализация – не возможна.
Рассогласование между желанием собаки («Хочу») и её возможностями («Могу») – необходимое условие возникновения ситуации обучения. Решение этой проблемы начинается с попытки применения имеющегося индивидуального опыта. Если ни одна из уже сформированных специализированных нейронных систем не в состоянии устранить рассогласование, возбуждаются нейроны из преспециализированных групп клеток, максимально близких к ситуации научения. Если в результате предпринимаемых действий собака устраняет рассогласование, получает положительный результат, мозг вырабатывает дофамин и фиксирует путь достижения желаемого результата положительными эмоциями. Внешне возникновение момента обучения выглядит следующим образом – собака решила задачу, достигла положительного результата – получила поощрение. В новой нейронной системе специализированной в отношении данного поведенческого акта происходит три волны возбуждения связанные с синтезом белков в нервных клетках. В процессе этих возбуждений память переходит из кратковременной в долговременную. В течение 1.5 часов с момента научения, с пиком, примерно на 40-й минуте, происходит синтез ранних генов (РГ). Затем в период, примерно, от 2-го часа до 7-го часа с момента обучения возникает вторая волна возбуждений. Пик этой волны приходится на 5-й час после обучения. Она связана с синтезом поздних генов (ПГ) в нервной клетке. С 7-го до 8-го часа наступает третья волна возбуждения. Пик этой фазы возбуждения приходится примерно на 10-й час после обучения. С этого момента память переходит в долговременную. Как правило, этот период совпадает с периодом сна, в процессе которого происходит неоднократное воспроизведение ситуации обучения. Конечно, временные границы этих периодов достаточно условны.
Это неосознанные процессы. Они происходят независимо от того чем в этот момент собака занимается. Но необходимо учитывать, что в эти периоды память находится в лабильном (нестабильном) состоянии и очень сильные внешние или внутренние стимулы (эпилептический припадок, сильное отравление, травма головного мозга и т. п.) могут привести к стиранию данного элемента памяти. В период между первой и второй волной возбуждения после научения, а так же после перехода памяти в долговременную, она находится в стабильном, неизменном состоянии. Но необходимо учитывать, что каждый раз, в момент воспроизведения долговременная память, также переходит в лабильное (нестабильное) состояние. Если в этот момент возникает ситуация обучения, память может быть изменена. Если в ситуации, которая привела к воспроизведению имеющегося индивидуального опыта, присутствует элемент новизны, то есть, ожидаемый результат был достигнут другими действиями, или сформированное ранее поведение привело к другому результату - память изменяется. Также, если в обстановке вызывающей у собаки воспоминания, сопровождающиеся проявлением отрицательной эмоции, например эмоции страха, ей регулярно предъявлять стимулы вызывающие сильные положительные эмоции, пугающие собаку воспоминания удалятся из памяти. Обучая собаку необходимо помнить, когда формируется новый элемент опыта – модифицируется прежний, т. е. модифицируется структура целиком. «При формировании новых рефлексов, сразу реорганизуются старые.» Иван Петрович Павлов.
Происходит приспособительная реконсолидация памяти. В психологии процесс воспроизведения памяти описывается следующими терминами: Воспроизведение – извлечение информации из памяти. Узнавание - происходит в момент восприятия объекта, когда субъект идентифицирует объект, как знакомый. Воспоминание – воспроизведение информации об объекте при отсутствии самого объекта. Припоминание – активная форма воспроизведения, требующая усилий и постановки специальной цели – вспомнить, что либо. При автоматизации действий (поведения) в результате многократного повторения, память переходит из коры головного мозга в гипокамп. Уменьшается нагрузка на кору больших полушарий. В ситуации, когда для решения задачи собаке достаточно старого опыта, нейронные сети работают, как электрические. Они «просто» передают сигналы. Новые структуры в мозге при этом не образуются. Очень важную роль в обеспечении вышеуказанных процессов, происходящих в мозге, играют гормоны. Они подготавливают организм собаки к совершению определённых действий и фиксируют результат, как положительный или отрицательный. Обеспечивают эмоциональную окраску процесса научения. Очень важна в обучении дофаминергическая система. По данным современной нейронауки дофамин играет роль стимулирующего нейромедиатора, способствующего повышению двигательной активности, уменьшению двигательной заторможенности и скованности, снижению гипертонуса мышц, участвует в формировании и закреплении условных рефлексов при положительном подкреплении и в гашении их, если подкрепление прекращается. Другими словами, если наше ожидание награды оправдывается, мозг сообщает нам об этом выработкой дофамина. Если же награда не воспоследовала, снижение уровня дофамина сигнализирует, что модель разошлась с реальностью. Эмоция связана с оценкой результатов поведения. По мере осуществления деятельности и по достижению результатов происходит оценка событий. В раннем онтогенезе для организма характерна бинарная система оценки окружающей среды: хорошо – плохо. Это соответствует эмоциональной оценке («грубая» оценка), которая является результатом работы древних структур головного мозга. Рациональная оценка – тонкая настройка оценки окружающей среды, происходит, в основном, лобных долях коры больших полушарий, то есть в более молодой структуре головного мозга. Возникновение рациональной оценки, это результат эволюционного развития головного мозга. Качество и амплитуда эмоции зависит от того знаем мы, или не знаем, как достичь желаемого результата. Эмоция – информационный фактор. Можно выделить два основных фактора: 1. Информация о средствах и способах решения данной проблемы + вероятность её удовлетворения + память. 2. Соотношение прогноза решения проблемы с реальными результатами действия. (Павел Васильевич Симонов советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог. Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987), доктор медицинских наук , профессор. Лауреат Государственной премии СССР за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека)
Эмоция – побудительный мотив для совершения некого действия (Константин Владимирович Анохин – нейробиолог, профессор, член-корреспондент РАМН и РАН.)
Потребности, включающие поведение. Касаясь непосредственно процесса обучения необходимо уточнить, что цель обучения собаки – выработка у неё полезных для человека форм поведения, которые позволяли бы продуктивно использовать её в работе, спорте, или, по крайней мере, сделать её управляемой в быту. В свою очередь поведение, это способность животных изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов. Поведение включает процессы, при помощи которых животное ощущает внешний мир и состояние своего тела и реагирует на них. Важную роль в формировании поведения играет такой психический фактор, как потребность. Потребность определяют, как избирательную зависимость организма от определённых факторов внешней или внутренней среды. Понятие биологические потребности соответствует тому, что И. П. Павлов называл «безусловными рефлексами». Биологические потребности это врождённо заданные поведенческие программы, каждая из них реализуется определёнными мозговыми центрами. Активность центров потребностей зависит от: - сигналов из внутренней среды организма, - от сигналов из внешней среды, - гормонального фона, - от генов, - от индивидуальной «истории» (пре- и постнатальной). Активность центров потребностей очень важна. Так, например вкусовые центры гипоталамуса обеспечивают эмоциональное восприятие пищи, вкусовые предпочтения, ощущение голода. Положительные эмоции, связанные с пищей очень важны и «надёжны», они вносят важнейший вклад в общий баланс положительных и отрицательных эмоций. При дефиците положительных эмоций возможны депрессии. Сама пища обладает антидепрессантными свойствами. П. В. Симонов предложил разделить биологические потребности на 3 группы: - Витальные («жизненно необходимые») - Зоосоциальные («внутривидовое взаимодействие») - Саморазвития («направлены в будущее»)
Витальные потребности - пищевые и питьевые; - пассивно - оборонительные (страх, тревожность); - активно – оборонительные (агрессия); - гомеостатические (дыхание, кровообращение, терморегуляция, сон и бодрствование); - экономия сил («рефлексы лени»); - груминг («уход за телом»).
Каждая группа, как правило, включает в себя комплекс программ: простых и сложных; запускаемых биологически полезными и биологически вредными стимулами. Пример: Пищевое поведение у псовых: - простое – глотание, - сложное – стратегия и тактика охоты при поиске, преследовании и атаки добычи. - биологически полезный стимул (положительное подкрепление) – сладкий вкус («хорошо»), - биологически вредный стимул (отрицательное подкрепление) – горький вкус («плохо»).
Зоосоциальные потребности - половое поведение, - материнское поведение, - «детское» поведение (стремление к контакту с родителем), - территориальное поведение («защита от перенаселения»), - иерархическое поведение (стремление к лидерству и стремление подчиняться вожаку), - реакции сопереживания («перенос» на себя эмоций, испытываемых другой особью).
Потребности саморазвития - исследовательская: сбор новой информации, «любопытство», - подражательная: «делай как…» как родитель как сосед как вожак - «рефлекс свободы» (преодоление ограничений), - игровая (тренировка двигательных навыков). Генерируемые мозгом потребности постоянно конкурируют – поскольку поведение в каждый момент времени целесообразнее направить на удовлетворение одной из них (еда или свобода, еда или здоровье, еда или новая информация); но порой они действуют в одном направлении, например à «новая еда».
Влияние результата действия на формирование поведения. Учитывая вышеизложенные базовые нейрофизиологические принципы обучения, можно утверждать, что внешнее поведение собаки формируется в соответствии с результатами её действий. Следует отметить, что сторонники системной парадигмы в современной нейронауке, определяют поведение как континуум результатов действий. Но несмотря на то, что хозяин является для собаки основным фактором формирующим среду её обитания, человек по ряду объективных причин не в состоянии полностью контролировать окружающую среду. Не всегда дрессировщик может вовремя обеспечить желаемый для него результат действия собаки. Это порой значительно снижает эффективность обучения.
Всего можно выделить 5 возможных последствий любого поведения: Хорошие вещи начинаются; Хорошие вещи заканчиваются; Плохие вещи начинаются; Плохие вещи заканчиваются; Ничего не происходит. Последствия должны быть немедленными и явно связываться с поведением. Люди благодаря своей речи, могут объяснить связь между последствиями и поведением, даже если они растянуты во времени. Например, Вы можете сказать друзьям, что угостите всех ужином, после того, как они помогут Вам с переездом; или родители могут объяснить ребёнку, что он не поедет в летний лагерь из-за плохих оценок. С очень маленькими детьми и животными сложнее, мы не можем получить вербальный отчёт о причинах их поведения, не можем вербально объяснить связь между поведением и последствиями. Для животных, чтобы установилась связь между этими событиями, последствия вообще должны быть мгновенными. Причём поведенческий акт, совершаемый собакой для достижения какой-то цели, может быть сложным и занимать достаточно большой отрезок времени (5-15) секунд. В каждый конкретный момент этого времени поведение может иметь значительные отличия. В качестве «правильного» мозг собаки зафиксирует то поведение, после совершения которого (через 1-2 секунды) она получит поощрение. Для описания результатов действия используются специальные термины. Всё, что «НАЧИНАЕТСЯ», имеет термин – «ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ», это значит, что что-то добавляется в среду, в которой находится животное. Всё, что «ЗАКАНЧИВАЕТСЯ», имеет термин – «ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ», это значит, что что-то убирается из среды, в которой находится животное. Всё, что увеличивает частоту возникновения поведения, делает его сильнее или более вероятным - называется «ПОДКРЕПЛЕНИЕ или ПООЩРЕНИЕ». Как правило, животные (и люди) стараются сделать всё, чтобы «НАЧАЛОСЬ ХОРОШЕЕ», или «ЗАКОНЧИЛОСЬ ПЛОХОЕ». Последствия, увеличивающие частоту возникновения поведения являются подкреплением. Всё, что уменьшает частоту возникновения поведения, делает его слабее или менее вероятным, называется «НАКАЗАНИЕ». Как правило, животные (и люди) стараются сделать всё, чтобы «ХОРОШЕЕ НЕ ЗАКАНЧИВАЛОСЬ», или «ПЛОХОЕ НЕ НАЧИНАЛОСЬ». Поэтому они не повторяют поведение, вызывающее нежелательные последствия. Последствия, которые уменьшают частоту возникновения поведения, являются наказанием. Применяя эту терминологию, мы получаем: Хорошие вещи начинаются – ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ +П Хорошие вещи заканчиваются – ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ -Н Плохие вещи начинаются – ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ +Н Плохие вещи заканчиваются – ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ –П Положительное подкрепление. Это самое эффективное последствие, которое тренер может использовать. +П означает начало «ХОРОШИХ ВЕЩЕЙ», чего-то, что животное хочет или любит. Из-за желания животного снова получить «ХОРОШИЕ ВЕЩИ», оно будет повторять поведение, которое к ним приводит. Примеры +П. Дельфин получает рыбу за исполненный прыжок. Рабочий получает зарплату за работу. Собака получает лакомство за то, что прибежала на зов. Волк получает еду, выследив, догнав и убив лося. Ребёнок получает десерт, после того, как съел кашу. Собака получает внимание людей, когда лает. Младенца берут на руки и качают, когда он кричит. Собака играет с другими собаками в парке, после того, как притащит туда своего хозяина.
Положительное наказание +Н. Положительное наказание это, то, что применяется, для ослабления поведения. Термин «положительный» часто смущает людей, потому, что в обычном смысле он означает, что-то хорошее, приятное и т.п. Но в данном случае это техническая терминология и «положительное» означает: «+», «добавляется». Необходимо также учитывать, что в ситуации применения положительного наказания дрессировщик не является представителем пенитенциарной системы. Дрессировщик наказывает собаку не за нарушение правил, которые он установил, как хозяин для подчинённого. Дрессировщик создаёт для собаки отрицательный результат её действий. Чем явнее собака поймёт, что проблемы являются результатом её действий, а не действий человека, тем эффективнее будет обучение. Необходимо учитывать, что, то действие, которое собака совершает в какой-то конкретной ситуации, может расцениваться хозяином, как неправильное, а собакой как самое логичное и целесообразное. В оценке правильности действий собаки, её мнение и мнение хозяина никогда не совпадут. Человек должен сделать для себя догмой установку – собака ни чем, ни кому не обязана. Поэтому дрессировщик, создавая ситуацию обучения, должен организовать её так, чтобы совершая какие-то действия желательные для нас, собака была абсолютно уверена, что она действует в собственных интересах. Положительное наказание, при правильном применении – самый эффективный путь остановить нежелательное поведение. Но основной недостаток положительного наказания это то, что оно прекращает «неправильное поведение», но не учит желательному поведению. Формируется «поведение избегания». Поэтому так часто, несмотря на наказание, нежелательное поведение вновь проявляется, если ослабляется контроль, или отсутствует возможность контроля. Но, тем не менее, положительное наказание очень эффективно при купировании поведения, которое собака не должна совершать никогда. Например: никогда нельзя грызть электрические провода, обувь, проявлять агрессию в отношении домашних животных и т.п. Однако, дрессировщик должен всегда помнить, если действия, предпринимаемые им в качестве + Н, после 2, 3 повторов не устраняют проблемы, значит, он действует неправильно. Дальнейшие повторы не только вредны, но и опасны. Если собака прекратила неправильное поведение, ей необходимо предоставить возможность выполнить любое действие, за которое она с гарантией получит поощрение, так как она знает и любит это действие. Например, выполнение команд «Сидеть» или «Ко мне», или просто поиграть с мячиком и т. п. Такая последовательность событий купирует нежелательное поведение, но не нарушает контакт с хозяином. Поведение обычно мотивируется ожиданием положительного результата, и даже несмотря на проблемы промежуточного этапа, положительный результат всё ещё присутствует в контексте. К примеру, хищник может столкнуться с определённым риском и болью при охоте. Он может прорываться через колючки, получать удары рогами, копытами и когтями при преследовании жертвы. Несмотря на это, преследование продолжается. В данном случае мотивация и результат перевешивают возникающие проблемы, даже если они очень сильные. В качестве примера можно рассматривать ситуацию, когда собака на прогулке набрасывается на своих сородичей. Наказание должно быть достаточным, чтобы остановить поведение в момент, когда оно происходит, и должно быть сильнее по эффекту, того результата к которому стремится собака. Чем большую историю вознаграждений последствиями за нежелательное поведение имело животное (победы в драках), тем серьёзнее должно быть наказание, чтобы остановить или ослабить поведение. Расчёт времени при наказании должен быть абсолютно точным. Оно должно точно совпадать с поведением для обеспечения эффекта. Если Вы, входя в комнату, застали свою собаку за тем, что она грызёт мебель, а наказали после того, как она подошла к Вам, то Вы наказали её за подход к Вам. Собака не свяжет наказание с грызением мебели (не важно, как сильно Вы будете тыкать её носом в испорченный столик). Если Вы начинаете со слабых наказаний (легкий рывок поводком, слабый шлепок) и постепенно увеличиваете его до сильного, то Вы учите своего подопечного быть менее чувствительным к наказанию. Наказание часто ассоциируется с тем, кто наказывает. Собака, которую Вы наказываете за порчу мебели, может продолжать это делать, но только тогда, когда Вас нет рядом! Если выходя утром на кухню, Вы наказываете собаку за лужу сделанную ночью, собака усваивает только, то, что утром хозяину лучше не попадаться на глаза.
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ. Отрицательное наказание ослабляет поведение, потому что хорошие вещи заканчиваются. В зависимости от схемы применения –Н может повышать эффективность обучения, а может и понижать её. Примеры: Положительное влияние на формирования желаемого поведения. Обучение выборке вещи. Используется 1 маркер. Животное несколько раз подряд получает поощрение за принятие сигнальной позы относительно маркера с определённым запахом. Добавляется второй маркер без искомого запаха. Если животное сигнальной позой обозначает пустой маркер, оно не получает традиционного поощрения (-Н, хорошие вещи заканчиваются). Прифронтальная кора мозга в этот момент фиксирует несовпадение прогноза результата действия с результатом и запускает новую программу, направленную на достижение желаемого результата. Как только собака демонстрирует сигнальную позу на маркере с искомым запахом, она получает положительное подкрепление. Говоря бытовым языком, отрицательное наказание заставляет собаку «задуматься» при совершении неправильного действия и искать варианты правильного решения. Однако в этой ситуации у собаки должно быть чётко сформировано представление о правильном поведении за счёт регулярного положительного подкрепления. Отрицательное влияние на формирования желаемого поведения. Собаку пристёгивают на поводок и уводят из парка, после того как она дошла к хозяину на зов.
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ. Отрицательное подкрепление усиливает поведение, потому что Плохие вещи заканчиваются или убираются. Благоприятные последствия поощряют животное и увеличивают вероятность повторения поведения, которое происходило, когда плохие вещи закончились. В связи с использованием отрицательного подкрепления, тренер должен иметь возможность контролировать Плохие события (вещи), чтобы вовремя можно было их закончить (убрать). Это часто означает то, что тренер должен применять Плохие вещи. Но применение плохих вещей может ослабить поведение, которое происходит в этот момент (т.к. применение Плохих вещей для ослабления поведения является положительным наказанием). Ярким примером использования «– П» служит применение рывковой цепочки (ошейника удавки) : Собака набрасывается на другое животное, или сопротивляется движению за хозяином. Дрессировщик натягивает удавку (положительное наказание) и ослабляет её при движении собаки в его сторону. Ослабление сдавливания удавкой является моментом отрицательного подкрепления.
ВНУТРЕННЕЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ (САМОПОДКРЕПЛЕНИЕ) И НАКАЗАНИЕ. Предположим ситуацию – собака длительное время находится в ограниченном пространстве (вольер, квартира и т.п.), в информационно обеднённой среде. С целью разнообразить ситуацию и устранить гиподинамию собака может начать крутиться вокруг себя, прыгать на стены и лаять на ранее не интересующие объекты, выть и т. д. Подобные действие включают активную выработку мозгом, дофамина, норадреналина и других веществ, вызывающих у собаки состояние удовольствия, тем самым закрепляют это крайне нежелательное поведение.
ОТСУТСТВИЕ РЕЗУЛЬТАТА. Пятый результат действия, когда ничего не происходит, также имеет значение в формировании поведения собаки. Но, как можно заметить, все последствия, применяемые в обучении собаки, используются в комплексе, в общем контексте задачи обучения. Очень часто можно наблюдать, что владелец не может ввести собаку в состояние управления в течении первых 5 – 15 минут после её выхода из дома или вольера. Она бегает галопом большими кругами, гоняется за птичками, изучает «записки» других собак и т.д. В общем, сама себе ищет развлечения и в результате этого находится в состоянии высочайшего эмоционального подъёма. Это поведение является результатом всей её предыдущей жизни. Большинство хозяев собак считают – первое, что они должны сделать, когда выводят собаку из дома, это дать ей возможность сбросить физическое и эмоциональное напряжение. Создаётся впечатление, что пока хозяева находятся на работе, собака у них дома разгружает вагоны с углём. А между тем собаке дома просто скучно. И выходя на улицу она, таким образом, саморазвлекается. Как проблему, это поведение хозяева начинают воспринимать тогда, когда собака в этой ситуации становится неуправляемой. Одним из инструментов позволяющих устранить это поведение является применение пятого результата действия. Но для этого ситуацию необходимо подготовить: - действия должны происходить на небольшой огороженной территории, или собака должна находиться на длинном поводке, если всё происходит на неогороженной территории; - собака должна быть очень голодной, желательно пропустить 2 – 3 кормёжки. Выход из дома или вольера, как правило, включает обычное для собаки поведение. Внутреннее состояние собаки не позволяет получить ей удовлетворение традиционным способом, поскольку доминирующей мотивацией в этой ситуации является пищевая и она притормаживает проявление всех остальных. Возникает ситуация отсутствия результата. В этот момент дрессировщик, должен дать собаке возможность заметить, что у него в руке находится лакомство, но не предлагать его собаке специально. В момент подхода, собака поощряется. Пока собака съедает лакомство, дрессировщик отходит и ситуация повторяется. Чем активнее преследование еды, тем интенсивнее поощрение. За занятие собака должна съесть лакомство в объёме разовой кормёжки. Если собака выполнила задачу, прогулка завершается в обычном режиме. Если собака в процессе занятий отказывается от еды, она уводится домой. Занятие повторяется через 20 – 30 мин., или через 5 – 7 часов. И так до формирования нужного поведения.
Помимо результатов действия психология выделяет ещё много элементов влияющих на процесс обучения. Законы запоминания: - «Закон края» - лучше запоминаются края ряда событий, нежели середина. - «Эффект Зейгарник» - лучше запоминаются незавершённые действия. Это успешно применяется при обучении работе по запахам. - «Эффект генерации» - собаки лучше запоминают то, на что решаются и делают сами.
Закон забывания «Закон гиперболы»: чем больше времени с начала запоминания, тем меньше забывается. Кривая забывания по Г. Эббингаузу
Два основных правила (условия) обучения, которые выделил Павлов: 1. Повторное сочетание исходно незначимого стимула и положительного подкрепления («повторенье мать ученья»). 2. Чем значимее подкрепление, тем быстрее идёт обучение.
При выполнении условий обучения формирование ассоциаций происходит фатально, вне прямой зависимости от воли.
Факторы запоминания: - особенности запоминаемого материала (объём, витальность, степень новизны, и др.); - характер деятельности с материалом (степень ограничения свободы в принятия решения, величина люфта нейтральных и ошибочных действий при оперантном поиске правильного решения и др.); - индивидуальные особенности собаки (мотивация, наличие базовых навыков подобной деятельности, темперамент и др.).
Факторы забывания Отрицательное влияние деятельности. Проактивное (вперёд направленное) торможение – отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности; забывание новой информации под влиянием старой (ранее заученной). Ретроактивное (назад направленное) торможение – отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности; забывание старой информации из-за поступающей новой. Реактивное торможение выражено заметнее, если: - деятельность следует без перерыва; - последующая деятельность сходна с предыдущей; - последующая деятельность труднее предшествующей деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ: - ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ
"Всё началось с того что, меня научили
подносить тапочки!
|
||||||||||
|
|||||||||||
|
|||||||||||