- 1 ЭТАП. РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ - 2 ЭТАП. ОБУСЛОВЛИВАНИЕ СИГНАЛЬНЫХ КОМАНД - 3 ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ У СОБАКИ ПОНИМАНИЯ НЕОТВРАТИМОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМАНДЫ - 4 ЭТАП. ПОДГОТОВКА К СДАЧЕ ИСПЫТАНИЙ. 1 ЭТАП. РАЗВИТИЕ БАЗОВЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ Поведение - способность животных изменять свои
действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов.
Поведение включает процессы, при помощи которых животное ощущает внешний мир
и состояние своего тела и реагирует на них. Любой поведенческий акт является сложным переплетением безусловных, условных рефлексов и элементов рассудочной деятельности, четкое разделение которых оказывается возможным далеко не всегда. Все эти процессы являются результатом активности сложных нейронных сетей головного мозга. Дрессировка, это выработка у собаки полезных для человека форм поведения, которые позволяли бы продуктивно использовать её в работе, в спорте или, по крайней мере, сделать её управляемой. Дрессировка включает в себя обучение и тренировку.
Из раздела «теория научения» нам известно, что важнейшим фактором определяющим поведение собаки являются биологические потребности. Понятие биологические потребности соответствует тому, что И. П. Павлов называл «безусловными рефлексами». Потребности проявляются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений то есть - мотиваций. МОТИВАЦИЯ (лат. motivatio) - система внутренних факторов, вызывающих и направляющих поведение животного ориентированное на достижение цели. Каждая мотивация строится по доминантному принципу, в соответствии с которым в первую очередь удовлетворяется ведущая доминирующая мотивация, имеющая в данный момент наибольшее для организма значение. Проявление мотиваций происходит под влиянием внутренних или внешних раздражителей (стимулов). Использование доминирующих в данный конкретный момент мотиваций, делает обучение собаки более быстрым, результативным и надёжным. Проблема заключается в том, как удержать интересующую нас мотивацию, на уровне доминирующей, по отношению к множеству других, возникающих в течение достаточно длительного времени, которое занимает ситуация обучения. Для обучения собаки можно успешно использовать любую мотивацию генерируемую витальными потребностями. Но, реальные возможности использования большинства из них, технически ограничены. Причина заключается в следующем. С точки зрения нейрофизиологии, дрессировка, это формирование индивидуального жизненного опыта собаки. Начиная с пренатального периода (до рождения), в процессе раннего онтогенеза в нервной системе живого организма формируется множество функциональных систем, обеспечивающих проявление врождённого поведения, необходимого для удовлетворения витальных потребностей. К моменту окончания развития врождённых форм поведения в функциональных системах, начинает включаться индивидуальное обучение организма. Собаки относятся к незрело рождающимся видам животных, поэтому они способны, лишь к минимальному обучению в ранний постнатальный период. Так, например, половая потребность является очень сильной, но её регулярное, чётко дозированное использование при обучении, крайне неудобно из-за возрастных ограничений в уровне мотивации, специфики стимулов и т.п. Но в свою очередь, функциональные системы, обеспечивающие реализацию пищевого и игрового поведения, одними из первых проходят стадию консолидации и входят в период индивидуальной модификации. Возраст собаки с 1-го по 7-ой месяц, это самый важный период её психического развития. У щенка в этот период формируется до 70 % пожизненного поведенческого репертуара. За десятки лет практической дрессировки, пищевая и игровая мотивация, выделены как наиболее удобные, надёжные в использовании, дающие максимальный эффект при обучении собак. Задача первого этапа обучения сделать эти мотивации стабильно доминирующими по отношению к другим мотивациям в любых ситуациях. Уровень выраженности этих мотиваций, при наличии безусловных стимулов, должен оставаться высоким достаточно длительное время. Мотивации должно хватать на всё время занятия. Формирование доминирующих мотиваций (ДМ) осуществляется использованием соответствующих безусловных раздражителей (стимулов) - пища, игровой предмет.
Задача 1. Формирование доминирующих мотиваций. Развитие пищевой мотивации до уровня стабильно доминантной. В российской школе дрессировке собак, в отношении продукта, применяемого в качестве пищевого поощрения, традиционно использовался термин – лакомство. Для того чтобы реакция на лакомство (пищевая мотивация) стала доминирующей собака должна быть очень голодной. Чувство голода очень эффективно используется в обучении собак. Удобство использования чувства голода во многом определяется простотой его регулирования. Легко повысить чувство голода, до максимального уровня пропустив несколько кормёжек до занятия. Тем самым вы сможете обеспечить выход пищевой мотивации на уровень доминирующей, и устранить отвлечение собаки на другие стимулы в процессе занятий. Размер кусочков лакомства, также можно дозировать и тем самым повысить устойчивость внутренней мотивации, чтобы она активно проявлялась в ходе всего занятия. В реакции собаки на используемый корм не должен сквозить вопрос: «Что у нас там сегодня? Крем-брюле, или бланманже с киселём? Нет, я этого, наверное, не хочу!». В этот момент лакомство для собаки должно быть не «десертом», а средством выживания. В этом случае лакомство становится фактором позволяющим дрессировщику направлять поведение собаки в нужное русло и надёжно закреплять правильное поведение. Планируя занятие необходимо скрупулёзно рассчитывать уровень голода собаки. Животное может быть голодным на столько, что будет способно съесть не более 50 г. лакомства и решить, что ему достаточно, можно увеличить ресурс голода на столько, что собака с большим азартом съест 500 г., или даже 1000 г. лакомства и будет согласна съесть ещё. От этого будет зависть заинтересованность и активность собаки в процессе обучения и тренировки. Необходимо помнить, что использование лакомства имеет и противоположную особенность - каждый съеденный кусок снижает чувство голода, а соответственно снижает и заинтересованность собаки. Поэтому для выработки, ярко выраженной устойчивой доминирующей мотивации есть смысл, на начальных этапах обучения, исключить кормление собаки (щенка) из миски. Весь суточный рацион собака получает в виде поощрения лакомством во время занятий. В этом случае удобно использовать подходящего размера, качественный сухой корм. Для сбалансирования рациона питания, собаку достаточно кормить из миски один раз - на ночь, добавляя в небольшой объём корма, все необходимые продукты и пищевые добавки. Но оптимальный вариант, это когда кормление из миски используется в контексте обучения, например в конце занятия, в качестве поощряя подхода к дрессировщику. При таком режиме, через 3-4 недели, вид лакомства будет вызывать у собаки пищевую реакцию, в качестве доминирующей, в любой ситуации, даже после кормления. У щенков до 2 - 3 месячного возраста пищевая потребность сама по себе является доминирующей в силу возрастных особенностей развёртывания генетически обусловленной программы поведения. Поэтому лакомство очень эффективно используется в качестве возбуждающего стимула при обучении, так как чувство голода включает активное пищедобывающее поведение. Но сам процесс поедания пищи обладает успокаивающим эффектом, так как сопровождается выработкой в мозге серотонина. Это свойство пищи очень результативно используется в качестве отвлекающего и успокаивающего фактора при социализации щенка, например на улице, в незнакомой, пугающей обстановке, или при формировании спокойного отношения к выстрелу. Использование пищевой мотивации наиболее удобно на начальных этапах обучения, когда собака должна быть относительно спокойной и сосредоточенной, чтобы усвоить алгоритм действий, приводящий к поощрению. Например, при изучении перемещений около ноги дрессировщика для занятия позиции «Ко мне» или «Рядом». Видео: 1. 2.
Развитие игровой мотивации до уровня стабильно доминантной. Поощрение игровым предметом наиболее эффективно при отработке динамичных приёмов на продвинутых этапах обучения. Оно повышает устойчивость внутренней мотивации и темп работы. У щенков в возрасте 1 – 4 месяцев игровая активность повышается через 10 – 15 минут после кормления и сохраняется на высоком уровне в течение 20 – 40 мин. С возрастом, у собак с сильно развитой дофоминэргической системой организма, игровая мотивация значительно преобладает над пищевой. Развитие игровой мотивации до уровня доминирующей основано на максимальном развитии у собаки желания обладать предметом имитирующим добычу. Основой такого поведения является инстинкт преследования движущегося объекта (инстинкт добычи) и победа собаки в борьбе за добычу. Для того чтобы возбудить инстинкт добычи, дрессировщик используя один из мотивационных объектов должен имитировать им движения преследуемой хищником добычи (зайчонок, цыплёнок мышонок и т.п.) в естественных условиях. Добыча может убегать, мгновенно замирать и неожиданно начинать движение, резко менять направление, подпрыгивать вверх, или перепрыгивать с места на место, внезапно прятаться. Чтобы обеспечить достаточную подвижность мотивационного объекта, к нему необходимо прикрепить верёвку длиной 30 – 70 сантиметров. Когда при виде игрового объекта в руках у хозяина, собака без всяких сомнений, активно и сразу, начинает предпринимать попытки добыть этот предмет, не обращая внимания на окружающую обстановку и возникающие при этом трудности, доминирующую игровую мотивацию можно считать сформированной. Следует уточнить, что речь идёт о последнем моменте борьбы и отнимании предмета. Именно эта короткая по продолжительности ситуация определяется мозгом, как победа в борьбе за добычу и фиксируется выделением дофамина, норадреналина, тестостерона и другими гормонами вызывающими чувство эйфории, удовольствия. Частое повторение такого действия формирует у собаки стойкое стремление к повторению подобной ситуации, переходящее в физическую потребность как можно чаще испытывать эти ощущения.
Игра, это дна из немногих витальных потребностей собаки, удовлетворение которой человек может обеспечить практически в любое время и в нужном объёме. Игра доставляет собаке огромное удовольствие, если она умеет играть и знает наиболее надёжные пути к победе в этой игре. Как показывают лабораторные исследования, получение удовольствия играет огромную роль в жизни животных. Лабораторные крысы очень быстро учились нажимать на педаль, подключающую к электрической цепи электрод, вживлённый в центр удовольствий в их головном мозге. Животные продолжали делать это по несколько часов подряд, доводя себя до физического изнеможения, забывая при этом про сон и еду. Будучи сформированной в раннем онтогенезе, доминирующая игровая мотивация сохраняет своё значения для собаки в течение всей жизни и включается, как говорится, «в любое время дня и ночи». Ещё раз уточним, на какой момент игры необходимо сформировать доминирующую мотивацию. Речь идёт именно о последнем моменте борьбы и отнимании предмета у дрессировщика. Именно на этот момент у собаки должно быть сформировано повторное поведение. Собака должна стремиться повторить эту ситуацию. Грубой ошибкой является стремление собаки к максимально долгому удержанию «мёртвого» (уже отнятого) игрового предмета и избегание в этот момент контакта с хозяином. Такая реакция на игровой предмет является серьёзной помехой при обучении. Считать, что игровая мотивация развита до уровня мотивирующей можно тогда, когда собака в незнакомой обстановке вступает в борьбу за игровой предмет находящийся в руках у хозяина или постороннего человека сразу, как только он попадает в поле её зрения. Отняв предмет собака, через непродолжительное время должна предложить предмет хозяину для продолжения игры, или переключаться на новый предмет, находящийся в руках. Одна из проблем использования игровой мотивации заключается в том, что сила её проявления в большей степени зависит от врождённых факторов, чем пищевое поведение. Возможность развития игровой мотивации зависит от развития генерирующих её структур мозга, от развития дофоминэргической системы организма. Поэтому не у всех собак можно развить её до уровня пригодного для эффективного использования в обучении и тренировке. Но, тем не менее, дрессировщик должен уделить максимальное внимание развитию игровой мотивации. Есть множество упражнений при обучении, которым поощрение игрой является наиболее удобным способом обозначения прекращения принуждения и предоставления свободы. Игровой объект (мячик) очень удобен для фокусировки точки внимания при обучении собаки сохранению основного положения около ноги при различных перемещениях дрессировщика. Но для этого предварительно необходимо сформировать позитивное отношение к мячику. С этой целью производится обуславливание игрового объекта. Собака хватает мячик, получает корм. Затем задача усложняется, собака смотрит на мячик, получает разрешение его схватить, и получает корм. Взятие мячика собакой приобретает статус условного поощрения. От уровня развития инстинкта добычи в форме игровой мотивации, в большой степени зависит популярность тех или иных пород в сфере служебного и спортивного собаководства. Яркий объективный показатель развития этого фактора – результаты участия в международных соревнованиях пользовательских собак. Обучающая игра с собакой, это очень сложная работа для начинающего дрессировщика и освоить её без помощи опытного инструктора, практически невозможно. С того момента, как владелец освоит правильную игру с собакой, она должна стать основной формой общения между ними. Причём собака должна быть инициатором игры. На свободной прогулке, или на дрессировочной площадке собака должна выпрашивать игру у хозяина. Это позволит сделать собаку активным, заинтересованным участником учебного процесса. Кроме того необходимо уделить серьёзное внимание развитию устойчивости внутренней мотивации. Собака должна максимально долго сохранять высокую активность и концентрацию внимания в игре.
Задача 2. Формирование правил получения поощрения (ПП) Основными материальными средствами поощрения собаки являются корм и игровой предмет имитирующий добычу. По мере развития у собаки доминирующих мотиваций (еда, игра) необходимо сформировать у неё правила получения поощрения (ПП). Порядок этой процедуры примерно следующий: 1. Собака должна усвоить что, поощряющий объект сам не прыгает в пасть – к добыче поощряющего объекта необходимо прикладывать максимум физических усилий. С момента появления его в поле зрения, собака должна очень внимательно за ним следить, активно преследовать и хватать при первой возможности. Всё это должно происходить на максимально высокой скорости. И, тем не менее, эту скорость необходимо постоянно повышать в процессе тренировок. В этом случае, возможно, Вы добьетесь желательной скорости работы на испытаниях и соревнованиях. Но скорее всего, её, всё-таки, будет не хватать. В этот период необходимо провести обуславливание поощрительных команд, то есть выработать у собаки условный рефлекс на определённый звуковой сигнал, которым мы будем поощрять собаку за правильно выполненное действие. В дальнейшем эта команда заменит для собаки лакомство, то есть - поощряющая команда = лакомство. В Российской школе в качестве поощряющего звукосочетания традиционно использовалось одно слово «Хорошо». Современная школа предполагает, что команды должны быть разные для поощрения лакомством и для поощрения игровым предметом, поскольку пищевая и игровая потребность включают разные инстинкты. Поощрение собаки является важнейшим моментом в её обучении. Как уже отмечалось, именно то действие в момент, которого собака получает лакомство или игрушку она запоминает, как правильное и в дальнейшем стремится к его повторению. Чем ярче и понятнее для собаки проходит момент поощрения, тем результативнее обучение. Очень важный момент – собака не должна обманываться в своих надеждах, то есть, получать вместо ожидаемого корма игрушку и наоборот. Говоря иными словами, острота радости резко снижается, если вместо обещанного денежного вознаграждения Вы получаете памятную тарелку или почётную грамоту. В качестве поощрительных команд наиболее удобно использовать короткие звукосочетания. Например: - перед поощрением игрой подаётся команда «Так» или «Пак» и т.п. - перед поощрением лакомством производится щелчок кликером или произносится любой гласный звук без артикуляции (с закрытым ртом). Получается, что-то вроде «У», «А» или «Ы». Такое поощрение удобно на испытаниях или соревнованиях. Обуславливание команд производится по принципу классического кондиционирования по И. П. Павлову. Звучит команда, через 1- 2 секунды собака получает лакомство. Собака активно преследует мячик на верёвке, перед тем, как предоставить ей возможность для хватки, дрессировщик подаёт команду. 2. Обучение должно проводиться в непринужденной обстановке. Двигаясь от щенка спиной, дрессировщик привлекает его лакомством. Ни какие звуковые сигналы щенку при этом не подаются. Движением руки с лакомством дрессировщик наталкивает его на занятие фронтальной позиции (положение «Ко мне»). Далее щенку даются три- четыре куска лакомства поочередно то справой, то слевой руки с интервалом 3 - 4 секунды. Внезапно подача корма прекращается. Как только щенок в ожидании корма, случайно посмотрит в глаза дрессировщику, подаётся поощряющая команда и через 1 – 1.5 секунды даётся лакомство. За тем ситуация повторяется. Постепенно поощрение кормом производится только при позиции «Глаза в глаза». Таким образом, щенку скармливаются 15-20 кусочков лакомства. Параллельно этому процессу, но с разрывом в 10 -15 мин., можно проводить выработку условного рефлекса на поощрительную команду в основном положении (позиция «Рядом»). Необходимо учитывать, что после выработки условного рефлекса на поощряющую команду, поощрением правильного действия для собаки является именно команда. После её произнесения собака может перевести взгляд на поиски мячика или лакомства. Подобные упражнения производятся 2-3 раза в день, отдельно от прочих занятий. Они очень важны для поддержания высокого уровня условной реакции на поощряющую команду. Применять условное поощрение (команду) можно только после его надёжного обусловливания. Как правило, на это уходит месяца полтора регулярных, интенсивных занятий. Периодические, отдельные тренировки по поддержанию условного рефлекса на поощрительную команду, необходимо проводить в течение всей жизни собаки. 3. Изучение собакой алгоритма действий необходимого для выполнения различных упражнений. Набор команд, которыми управляется собака в спортивной или служебной работе, сравнительно не велик. Это команды «Сидеть», «Стоять», «Лежать», «Ко мне», «Рядом», «Вперёд», «Место», «Апорт», «Фасс», «Дай», «Фу», команды на преодоление препятствий, «Ищи», «След», и некоторые другие. С небольшими различиями по звучанию и содержанию, набор команд сравнительно одинаков в национальных системах дрессировочных программ различных стран мира. Традиционно, ориентиром в технике выполнения собакой той или иной команды являются спортивные требования, которые в свою очередь формируются на традициях применения служебных собак. Поэтому, чтобы хорошо представлять какое действие собаки надо поощрять в процессе обучения, дрессировщик должен чётко представлять схему выполнения упражнения на уровне высоких спортивных требований. Пример: IPO-3 (A – следовая работа), IPO-3 (B – послушание), IPO-3 (C – защитная работа). В этом есть глубокий практический смысл, так, как эти требования сформированы в процессе более чем столетнего обучения и практического использования собак, по тому же принципу, что и техника безопасности на различных производствах. Закладка базовых форм поведения, это, пожалуй, самый важный этап в обучении собаки. Поэтому, работа начинающих дрессировщиков на первом этапе обучения собаки должна проходить под регулярным контролем опытного квалифицированного инструктора. И так, изучение алгоритма действий…. Для примера рассмотрим две позиции: - фронтальная позиция, которую собака занимает по команде «Ко мне». Собака находится в сидячем положении плотно перед дрессировщиком, на одной оси с ним. Смотрит ему в глаза. - основное положение, которое собака занимает по команде «Рядом». Собака находится около левой ноги дрессировщика, в параллельном ему направлении. Плечелопаточное сочленение собаки – на уровне колена дрессировщика. Собака смотрит ровно вверх, или в направлении лица дрессировщика. Это положение собака сохраняет при любых перемещениях дрессировщика. При остановке дрессировщика собака стремится быстро занять сидячее положение. Это основное действие, которое собака должна стремиться совершить после команды «Рядом». Именно с правильного принятия основного положения и длительного его сохранения, должно начинаться обучение собаки команде «Рядом», а не с принуждения собаки двигаться около левой ноги. Собака должна быть уверена, что быстрое и правильное принятие основного положения, это гарантия получения поощрения. При выработке такого базового поведения у собаки не возникает желания обгонять, отставать или отклоняться в сторону от дрессировщика. Видео Как правило, действия собаки направленные на выполнение поданной дрессировщиком команды, состоят из отдельных, вполне определённых движений. Относительно этого обстоятельства, возможны как минимум две схемы обучения. В качестве примера приведу обучение подносу предмета (команда «Апорт»). Первая схема. Обучение происходит по принципу натаски, когда собаку обучают выполнению всего действия целиком. Собака находится на поводке около хозяина. Её внимание привлекается предметом (например, палкой). Дрессировщик бросает палку. Даёт собаке возможность добежать до неё. Мотивирует взятие палки. Подтаскивает собаку к себе, забирает палку, поощряет собаку. Вторая схема. Обучение разбивают на несколько отдельных элементов. Обучение начинается от обратного. На первом этапе собаку учат брать предмет из рук дрессировщика и прочно удерживать его до команды «Дай». Взяла предмет - получила поощрение. На этом этапе команда дай выполняет задачу поощряющей команды. Услышав команду «Дай» собака может бросить предмет и получить лакомство. Если собака бросает предмет до команды, или плохо удерживает его (дрессировщик лёгким движением может выдернуть палку из пасти), она не услышит команду «Дай» и соответственно не получит лакомства. Таким образом, собака обучается сильному, спокойному, длительному удержанию предмета во фронтальной позиции. - На следующем этапе собака обучается брать предмет, брошенный на землю в непосредственной близости от дрессировщика (0.5 – 1 м.). При правильно отработанном первом этапе, собака стремиться быстро, схватить предмет и занять фронтальную позицию, в которой она гарантированно получает поощрение. Дальность броска предмета постепенно увеличивается. Но при этом собака всегда стремится к быстрому выполнению базовой задачи, взятию предмета в пасть и занятию фронтальной позиции перед дрессировщиком. Как показали эксперименты, проводимые в различных нейрофизиологических лабораториях, эти схемы дают разные результаты на уровне морфологических изменений головного мозга. Вторая схема обучения приводит к значительному увеличению количества нейронов и синоптических связей в нейросети, обеспечивающей осуществление поведенческого акта. В момент выполнения команды «Апорт» выученной по второй схеме, у собаки активизируется значительно больше нейронов специализированных в отношении этого поведенческого акта. Собака увереннее и быстрее принимает правильные решения в новых обстоятельствах. Быстрее обучается новым действиям, связанным с подносом предметов. Всё это актуально при обучении другим упражнениям. Например, при обучении движению рядом. Сначала у собаки формируют желание занимать основное положение. А затем её учат перемещаться, около левой ноги дрессировщика с целью занять основное положение, как только дрессировщик остановится. В этом суть обучения собаки движению рядом. Поэтапное обучение наиболее эффективно при обучении собаки навыкам защитной работы. Примеры: 1, 2.
4. Формирование эмоционального настроя. Позитивное эмоциональное состояние собаки в момент непосредственного контакта с дрессировщика во время служебной работы, выступления на испытаниях и соревнованиях, при активном бытовом общении является основой её хорошей работы. Поддержание и развитие устойчивости такого состояния в момент обучения и тренировки является одной из важнейших задач дрессировщика. Проявление положительных эмоций характеризуется различными внешними признаками: энергичное, весёлое, внимательное выражение глаз собаки, «бодрое» положение хвоста и ушей, высокая физическая активность при достижении цели. Если поощрение правильного выполнения собакой поставленной задачи будет происходить только в таком её состоянии, это состояние собаки во время обучения, тренировок и работы станет нормой. Если, например, при движении собаки рядом мы поощряем её в тот момент, когда уши прижаты и поджат хвост, происходит закрепление именно такого состояния в момент выполнения этого упражнения. На важности этого элемента обучения мы ещё раз остановимся в разделе - ФОРМИРОВАНИЕ У СОБАКИ ПОНИМАНИЯ НЕОТВРАТИМОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМАНДЫ, когда речь пойдёт о более продвинутых этапах дрессировки. 5. Работа с маркерами. Традиционно в качестве маркеров используются различные ящики/ боксы: «глухие», «проходные», «п – образные/ каре». Также используются различные мелкие объекты, закрепляющиеся на дрессировщике и являющиеся точкой фокусировки внимания собаки. Маркеры, это объекты на которые у собаки вырабатывается определённый условный рефлекс. Приобретая свойства условного стимула, маркер, в определённой степени приобретает свойства аффорданса (представитель возможностей). Возможность или «аффо́рданс» — в психологии восприятия и в области дизайна взаимодействия человека и технических устройств означает свойства объекта или среды, которые позволяют произвести с этим объектом или фрагментом среды те или иные действия. Например, увидев ящик, собака стремиться зайти в него. Выполняя действия, на которые наталкивает её дрессировщик, собака стремиться не выйти из маркера, так как тут у неё «ресторан». Видео. 1, 2. При работе в маркере всегда используется положительное подкрепление (+П) и исключается принуждение. Работа с маркером должна вызывать у собаки только положительные эмоции. Маркеры используются в процессе обучения собаки выполнению более сложных действий. Они помогают сформировать для собаки цель действия на определённом этапе выполнения комплексного упражнения и облегчают понимание конечной задачи. Например, при обучении прыжкам через препятствия. Что и как использовать в качестве маркеров зависит лишь от фантазии дрессировщика. Пример. 6. Повтор поведения. Мы уже касались повтора поведения в разделе развития доминирующей игровой мотивации. Это поведение очень важно при формировании большинства навыков. Если собака после получения поощрения с отменой задачи стремиться повторить предыдущее поведение без предварительной сигнальной команды дрессировщика, это косвенно свидетельствует о том, что в мозге собаки произошла консолидация нейронной сети специализированной относительно функциональной системы обеспечивающей совершение данного поведенческого акта. Когда собака начинает демонстрировать стабильное повторное поведение, можно переходить к следующему этапу. Одна из основных задач последующих этапов обучения сделать это поведение стабильно проявляющимся в различных ситуациях при предъявлении собаке определённого условного стимула. Примеры: - ВЫБОРКА ВЕЩИ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ - ОБУЧЕНИЕ РОЗЫСКНОЙ СОБАКИ. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП.
2 ЭТАП. ОБУСЛОВЛИВАНИЕ СИГНАЛЬНЫХ КОМАНД Важным моментом в обучении собак является смена стимулов. В начале первого этапа, для того, что бы мотивировать щенка на совершение нужных нам действий мы использовали безусловные стимулы (раздражители): корм и игрушку имитирующую добычу. Безусловные стимулы вызывали проявление безусловных рефлексов – движение за кормом и преследование движущегося предмета, или внимательное наблюдение за мотивирующим объектом в стационарном положении. Затем мы обучаем собаку, демонстрировать такое же поведение относительно условного стимула. Собака смотрит в глаза дрессировщику – получает корм, или игрушку. Или, собака садится рядом с дрессировщиком, поднимая голову в сторону его лица и касаясь плечом его ноги – получает поощрение. В этих ситуациях глаза, лицо, и левая нога дрессировщика являются условными стимулами. Не целесообразно использование сигнальных команд до полного изучения собакой алгоритма действий необходимого для выполнения различных упражнений, Сигнальная команда это звуковое сочетание, на которое у собаки вырабатывается определённый условный рефлекс. В современной дрессировке важно не только, как быстро и правильно выполняет собака команду, но и какую эмоциональную окраску имеют её действия. Если собака в момент выполнения поставленной задачи выглядит напуганной, угнетённой, её выступление не получит положительной оценки. Думаю и в быту хозяину не безразлично, с каким настроением с ним общается собака. Поэтому одна из целей обучения, это формирования позитивной реакции на сигнальные команды. Сначала собака учится ложиться, садиться, вставать, занимая в процессе преследования мотивационного объекта такую позу в которой удобнее получить поощрение. Когда она научится быстро и правильно принимать эти позы, понимая, что это принесёт ей удовольствие, дрессировщик вводит подачу сигнальной команды, а затем наталкивает собаку на выполнение соответствующего действия. Рассмотрим этот процесс на примере обуславливания команды «Сидеть». Дрессировщик совершает рукой с лакомством такое движение, которое наталкивает щенка на принятие сидячего положения. Как только щенок сядет, произносится команда «Сидеть» и даётся лакомство. Постепенно команда подаётся чуть раньше, в момент усадки щенка, затем перед началом усадки. Дрессировщик должен чётко рассчитывать время подачи команды. Она должна подаваться за 1-2 секунды до начала выполнения действия щенком. Через некоторое время становится заметным, что щенок начинает садиться сразу после подачи сигнальной команды «Сидеть», не дожидаясь наталкивающего движения руки с лакомством. С этого момента помощь рукой производится реже. Постепенно убирается совсем. В конечном итоге работа проводится по схеме: команда – принятие собакой соответствующего положения – поощрение лакомством. Когда щенок в данной ситуации демонстрирует стабильное поведение, вводится использование ранее обусловленной поощряющей команды по схеме: сигнальная команда – принятие собакой соответствующего положения – поощряющая команда – поощрение лакомством. Позитивное отношение к условному раздражителю способствует развитию у собаки устойчивой внутренней мотивации к выполнению действия. Таким же образом производится обусловливание команд «Ко мне», «Рядом», «Лежать», «Стоять» и т.д. При такой схеме выработки условного рефлекса у собаки формируется позитивная эмоциональная реакция на сигнальную команду. Возможная жёсткая коррекция неправильных действий на дальнейших продвинутых этапах дрессировки, воспринимается собакой, как последствие её ошибки, а не увязывается с сигнальной командой. Важный момент – в начале обусловливания сигнальных команд дрессировщик должен создавать на занятиях условия, при которых собака будет выполнять действия быстро и правильно. Необходимо к минимуму свести вероятность ошибок, чтобы у собаки была возможность получить максимум удовольствия от поощрения. Очень удобным с этой точки зрения является учебный стол, на котором собака привыкает длительное время находиться в условиях ограниченной свободы, без неприятных воздействий со стороны дрессировщика. Хороший эффект на этом этапе даёт использование маркеров «бокс» различной конструкции. При правильной технике обучения собака сама стремиться занять позицию в «боксе» и с удовольствием выполняет требуемые действия. При выработке условных рефлексов на вербальные команды необходимо учитывать нейрофизиологические возможности собаки. Сравнение развития речевых центров мозга: Собака – несколько десятков речевых центров. Гориллы, шимпанзе – 500 – 700 речевых центров. Человек: 2 года – 500 речевых центров; 3 года – 2 000 речевых центров: момент возникновения «речевой модели мира».
Параллельно с обусловливанием команд необходимо уделить внимание развитию следующих форм поведения, которые также можно отнести к базовым: - атака неподвижного мотивационного объекта (лежащего или висящего мячика, валика и т.п.); - переключение внимания по сигналу дрессировщика с глаз дрессировщика на мотивационный объект, опять на глаза дрессировщика и снова на мотивационный объект; и так несколько раз подряд; - подача голоса по команде – прекращение лая по команде.
3 ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ У СОБАКИ ПОНИМАНИЯ НЕОТВРАТИМОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОМАНДЫ Этот этап характеризуется более активным применением отрицательного и положительного наказания, см. ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ (хорошие вещи заканчиваются – ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ –Н; плохие вещи начинаются – ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ +Н). При этом постепенно уменьшается время, отводимое собаке для выполнения действия после поданной команды. Обязательное условие этого периода – собака в процессе занятия должна находиться под контролем и дрессировщик должен иметь возможность мгновенного физического воздействия на собаку. Необходимо помнить, что наказание прекращает нежелательное действие, но не формирует правильного. «Наказывая собаку» необходимо предоставить ей альтернативу, то есть дать возможность совершить, то действие, за которое она обязательно получит поощрение. Желательно, чтобы это действие соответствовало контексту ситуации. Для того, чтобы данный период не привёл к негативным последствиям, необходимо предварительно выработать у собаки позитивное отношение к корректирующему воздействию поводком, учебным стеком и т. п. Подобное воздействие должно вызывать у собаки условный рефлекс обеспечивающий совершение действия с целью получения поощрения. Пример: Собака находится в основном положении («Рядом»). Ждём, когда собака отвлечётся, уведет глаза от лица дрессировщика. В этот момент производим легкое, частое, вертикальное подёргивание поводком. Эффект суммации слабых стимулов приведёт к тому, что собака поднимет голову. Она тут же получает поощрение. В результате многократных повторений этой ситуации собака начнёт реагировать сразу на первый рывок. С этого момента сила рывка несколько увеличивается, а количество рывков убавляется до необходимого количества, постепенно сводится к одному. Рывок поводком используется для обучения собаки перемещениям около левой ноги дрессировщика, с целью сохранения основного положения. Дрессировщик делает шаг правой ногой в сторону, прямо, или назад. После того как он начинает приставлять левую ногу, производится воздействие поводком. Как только собака занимает правильную позицию, она поощряется. В результате воздействие поводком при обучении движению рядом становится для собаки не наказанием, а подсказкой не вызывающей отрицательных эмоций. Элемент этого обучения есть в данном видео. Видео. Этот процесс имеет много нюансов, поэтому начинать обучение необходимо под контролем опытного инструктора. Концом третьего этапа можно считать понимание собакой того, что после подачи команды хозяином есть только два варианта развития событий: 1. Выполнить задачу быстро и правильно и получить поощрение, 2. Промедлить с выполнением или выполнить неправильно и получить проблемы.
4 ЭТАП. ПОДГОТОВКА К СДАЧЕ ИСПЫТАНИЙ Задачи данного этапа: - Совершенствование стиля работы собаки в соответствии с современными спортивными или ведомственными требованиями. Для этого необходимо изучение соответствующих нормативных документов, и техники обучения применяемой ведущими дрессировщиками. - Адаптация собаки к условиям её дальнейшего спортивного рабочего использования. Начинать тренировки в новых условиях необходимо с «включения» доминирующих мотиваций. После чего на 2 – 3 первых занятиях необходимо поднять проявление ранее выработанных базовых форм поведения до высшего уровня характерного для данной тренируемой собаки. В первые две тренировки на новой территории следует включать только хорошо отработанные навыки. - Повышение специфической рабочей выносливости, повышение устойчивости внутренней мотивации. Если собака показала хорошую работу на более длительном отрезке времени, чем обычно, поощрение должно быть более эмоциональным и более значимым для собаки. - Регулярное проведение тренировок на незнакомой собаке территории в новых обстоятельствах, при сильных отвлекающих раздражителях с целью повышения стабильности реакции. - поддержание желательного стереотипа поведения в естественных условиях, не организованных дрессировщиком. Этот этап предполагает особо тесное сотрудничество с опытным инструктором-дрессировщиком, помощником по защитной работе.
Занимаясь обучением собаки, помните о базовых принципах. 1. В момент обучения память сохраняет одномоментно: - коротко – много - надолго - немного.
2. При обучении новому поведению достаточно 5 – 7 точных повторов в течение 5 минут. Затем сделать ещё 2 – 3 подхода с повтором тех же упражнений в течение 30 – 60 минут.
3. Порция новой информации через небольшой отрезок (3 – 5 мин.) после первой, мешает запомнить первую надолго.
4. Наилучший разрыв между разной по смыслу информацией – 15-20 минут
5. Повышайте требования постепенно, чтобы у собаки всегда была реальная возможность получить подкрепление. Если вы повышаете критерий так сильно, что собаке надо совершить усилие значительно большее, чем она совершала ранее на занятиях, вы сильно рискуете. Поведение может быть сорвано.
6. В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно. Хорошие дрессировщики оставляют данную задачу, как только в ней достигнут успех, и переходят к другой. Однако когда вы работаете над данным типом поведения, вы должны пользоваться в каждый данный отрезок времени одним и только одним неизменным критерием. Если задачу можно расчленить на отдельные компоненты и последовательно над ними работать, обучение пойдет гораздо быстрее.
7. Вводя новый критерий, временно ослабьте старые. В новых условиях естественно, когда собаки начинают повторять старые ошибки. Наказывать не стоит.
8. Чётко формулируйте конечную цель каждого этапа обучения. Планируйте программу выработки так, что если собака совершит в обучении неожиданный скачок вперед, то вы будете знать, что подкреплять далее. Рывок эмоционально важен для собаки. Быть неготовым к нему и держать собаку на низком уровне обучения только потому, что вы не знаете, что делать дальше — лучший способ потратить зря время, а в худшем случае можно отбить охоту и вызвать отвращение у собаки.
9. Не меняйте тренеров и помощников на полпути.
10. Если одна процедура выработки не приводит к успеху, попробуйте другую.
11. Не прекращайте занятие без положительного подкрепления, это равносильно наказанию.
12. Если выученное поведение ухудшается, пересмотрите процедуру обучения. Самый быстрый способ исправить такое ухудшение — не заниматься муштрой, заставляя собаку повторять действие до тех пор, пока результат не покажется удовлетворительным, а вернуться к началу процесса выработки и очень быстро снова пройти весь путь, давая подкрепление в новых условиях.
13. Прекращайте работу на достигнутом успехе. Сразу! Финал должен быть эмоционально ярким. Важно закончить чем-то легким, что гарантирует получение подкрепления, чтобы весь урок в целом запомнился как удачный.
Внимательный, заинтересованный читатель, наверняка заметил, что в данной статье нет расписанных по пунктам рекомендаций по отработке конкретных упражнений обычно входящих в список дрессировки собак. В математике не важно, о чём говорится в условии задачи: о стоимости яблок, о количестве кирпичей для постройки дома, о передвижении муравья, или о движении планет в солнечной системе. В задаче важно, что необходимо вычислить. В соответствии с этим используются определённые формулы. Именно хорошее знание математических законов позволяет находить правильные решения самых разных задач независимо от их прикладной специфики. Так же и в обучении собаки. Если Вы усвоили вышеизложенные принципы обучения, то через 4 – 5 лет интенсивной практической работы, научитесь, как обучить своего питомца всему чему только пожелаете и сможете вывести его на мастерский результат в спортивной или служебной работе. Помните, что хорошая рабочая собака бывает только у того, кому нравится сам процесс дрессировки.
Примеры поэтапного обучения. Обучение розыскной собаки: 1. 2. 3. 4.
СОДЕРЖАНИЕ: - ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ
"Всё началось с того что, меня научили
подносить тапочки!"
СОДЕРЖАНИЕ: - ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ Необходимо сразу уточнить, что деление процесса обучения собаки на этапы достаточно условно. Этапы обучения не имеют абсолютно чётких границ. Различия этапов заключаются в основном в смене стимулов, усложнении задач и повышении требований к качеству исполнения упражнения собакой. Переход на новый этап зависит от того, как собака усваивает задачи предыдущего этапа. При отработке разных упражнений, это может происходить за разное количество времени. Главное не форсировать введение изменений и усложнений пока собака в полной мере не усвоила предыдущую программу. При необходимости, если у собаки возникают сложности с осваиванием новой программы, следует вернуться на предыдущий, знакомый собаке этап. Нейрофизиологические основы обучения изложены в разделе «ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ». Весь процесс обучения, с определённой долей условности, можно разделить на следующие этапы: |
||||||||||||
|
|
|
||||||||||
|
||||||||||||