Цель дрессировки – выработка  у собаки полезных для человека форм поведения. Для продуктивного использования собаки при выполнении какой-либо работы необходимо сформировать у неё целый ряд специфических навыков. На способность собаки выполнять ту или иную работу в значительной мере влияют особенности психики  и экстерьера. Как правило, выведение различных пород собак исторически связано с особенностями их практического применения. И именно этим, в значительной мере, обусловлены внешние различия между породами. Селекция особенностей экстерьера различных пользовательских пород направлена на повышение продуктивности работы собаки.  Исключение составляют декоративные породы, селекция которых направлена на культивирование экстравагантных внешних форм, порой в ущерб здоровью собаки.

    Конституциональные и экстерьерные особенности собаки имеют определённую связь с её психикой. Исторически, отбор по экстерьеру, в той или иной мере, идёт параллельно с отбором по рабочим качествам. В силу этих обстоятельств породы имеют определённые генетически закреплённые различия в поведении. Поэтому, приобретая собаку, необходимо учитывать специфику породы, чтобы не предъявлять в дальнейшем необоснованные претензии к её способностям, возможностям и к характеру в целом.

     При  выборе первой собаки люди, как правило, прежде всего обращают внимание на её внешние данные. Решение  зависит от тех ассоциаций, которые вызывает внешность собаки. Они в основном связаны с детскими воспоминаниями, фильмами, литературными произведениями, рассказами «бывалых», средой общения, модой и т.д.. Но, к сожалению, бытующая в обществе информация о собаках в основном  зиждется на мифах и легендах, не имеющих ничего общего с реальностью. Часто люди, желающие приобрести собаку, «покупаются» на фразу «редкая или дефицитная  порода» и платят при этом «бешеные деньги». Но в кинологии «редкая» не значит «ценная». Процесс размножения собак, сам по себе, не сложен. Редкой порода бывает только в том случае, если она трудна в выращивании, неудобна в содержании и неэффективна в служебном или спортивном использовании, в силу ограниченности её физических и психических возможностей или особенностей климата региона. Пожалуй, единственное зоотехническое условие, которое может значительно сократить поголовье той или иной породы это жёсткий отбор по рабочим качествам, когда для допуска собаки в племенное использование требуется диплом, полученный при сдаче испытаний по дрессировке.  В этом случае сокращается количество производителей, но значительно поднимается популярность собак данной породы как пользовательских животных. Такие породы представлены на международных соревнованиях по дрессировке спортивных и служебных собак (IPO, мандъёринг и т. п.). На сегодня информация о результатах этих соревнований общедоступна и каждый желающий может составить представление о том, какие породы действительно обладают выдающимися рабочими качествами. Но это определение будет объективным в отношении той или иной породы в целом. В отношении конкретной собаки, результат дрессировки на 70-80% зависит от мастерства дрессировщика и уровня организации учебного процесса. Индивидуальные нюансы , генетически обусловленного поведения собаки имеют значение, лишь при выступлении на спортивных соревнованиях высшего ранга, когда борьба идёт за каждые полбалла среди десятка дрессировщиков высшего класса. На бытовом уровне эти нюансы не имеют ни какого значения, поскольку отсутствуют те условия окружающей среды (квалификация дрессировщика), которые позволили бы им реализоваться.

      К наиболее вредным и дилетантским  вариантам оценки достоинств и недостатков той или иной породы относится деление их на «шоу», «рабочую» или "спортивную" популяции. Причина деления кроется в грубых нарушениях Положения о племенной работе . В большей мере это касается пород, у  которых для допуска в разведение требуется прохождение испытаний рабочих качеств: немецкая овчарка, бельгийская овчарка, доберман, ризеншнауцер, ротвейлер и т.п.  Правила племенной работы предполагают комплексный подход к селекции породы и не предполагают   деление её  на подобные популяции.      

Смотри таблицу:

  Часто недостатки поведения собак,  заводчики некоторых пород,  преподносят, как положительные особенности. Они рассказывают новичкам о чрезвычайном уме, гордом, независимом нраве своих собак, их уникальной способности принимать самостоятельные решения. Основной вред данной пропаганды заключается в том, что хозяин собаки не рассматривается, как основной фактор, формирующий её поведение. Вот пример такого объявления на одном из кинологических форумов:

"Отправлено: Сегодня 18:27. Заголовок: аляскинский маламут- самая древняя и крупная арктическая порода

Продается аляскинский маламут, девочка. Здорова, привита. Только в ответственные руки. Аляскинский маламут - замечательная северная ездовая собака. В жилах этих храбрых собак течет кровь диких волков, чем и обусловлено внешнее сходство животных. они способны любить всю семью в целом, не концентрируясь на одном человеке и не обижая других. Они умны, задорны и активны. Все вопросы по тел..."

Типичная коммерческая реклама. С кинологической точки зрения откровенный обман. Наиболее опасно, когда подобные рассуждения ведутся в отношении крупных, сильных пород с высоким уровнем генетически обусловленной агрессии (стаффордширские терьеры, питбультерьеры, кавказские, среднеазиатские овчарки и т.п.). Результатом  часто является регулярное проявление неспровоцированной агрессии со стороны собаки в отношении хозяина и членов его семьи. От такой собаки, как правило, приходится избавляться и не самым гуманным образом. Основная причина этой проблемы заключается в том, что владелец собаки незнакомый с теорией и практикой дрессировки не может с достаточной точностью прогнозировать возникновение конфликтных ситуаций с собакой и плохо представляет себе способы выхода из них. Если собака несколько раз выходит победителем из подобных ситуаций, у неё возникает стремление повторить их. Причина этого кроется в том, что в момент победы достигнутой в результате проявления агрессии в организме собаки происходит резкое изменение гормонального фона. В числе прочих в кровь выбрасывается большой объём  гормона дофамина. На собаку дофамин оказывает такое же воздействие  как и на человека:

Влияние дофамина. Любое занятие или состояние, от которого мы получаем искреннюю радость и восторг, провоцирует мощный выброс гормона дофамина в кровь. Который в свою очередь, заставляет наш мозг запомнить источник этой радости, и через некоторое время «попросить повторить». Именно так в нашей жизни появляются хобби, привычки, любимые места, обожаемая еда.

Статусом «гормона радости и удовольствия» гормон дофамин обязан своему основному назначению и качеству: он формирует у человека чувство наслаждения и тягу к повторному получению того же самого наслаждения (будь то секс, какая-либо еда, алкоголь или наркотики, курение и т.д.). В нашем случае - проявление агрессии собаки.

       Одними из важнейших факторов обеспечивающими успешное обучение и использование собаки являются внимание собаки к дрессировщику, желание общаться с ним. Такое поведение является результатом целенаправленного воспитания. Обеспечить его может лишь хозяин, обладающий необходимыми теоретическими и практическими знаниями в вопросах дрессировки. Не занимающиеся дрессировкой владельцы собак достигших зрелого возраста, часто возражают, рассказывая какие умные у них собаки, хотя их ни кто, ни чему не учил. Но если удается убедить человека начать готовить собаку до уровня сдачи испытаний, уже через месяц, мнение хозяина о своей собаке, как правило, меняется на противоположное: «Что же ты у меня такая тупая?». Хотя она тут конечно не причём. Сама по себе  собака ни кому  ни чем не обязана. Поведение собаки всегда направлено на достижение комфортного состояния в той среде, в которой она обитает. Это врождённое поведение. Окружающая среда является основным фактором, формирующим, поведение домашних, как собак, так и диких псовых (волки, шакалы, лисы). Разница лишь в том, что среда обитания диких псовых формируется дикой природой, а для собак основным фактором, формирующим среду обитания, является человек. Поэтому владелец  должен постоянно помнить, что каждый его контакт с собакой, это  есть обучение. Собака всегда ведёт себя так, как её научили. Поведение собаки зависит от того, что хозяин делает с ней в момент даже самого незначительного по времени контакта. Причем, действия владельца могут носить и не осознанный характер, но тем не менее, формировать поведение собаки. Для того, чтобы вести воспитание  в нужном направлении, владелец должен учиться дрессировать собаку.

      Наиболее распространенные ошибки в подходах к обучению собак:

- Я отдам собаку для обучения специалисту, он её научит.

Как правило, люди обосновывают такое решение своей крайней занятостью на работе. Но в этом всегда есть, что-то от лукавого, потому что в разговоре выясняется - для регулярных выездов на двое-трое суток на рыбалку или на охоту время есть, а так же есть возможность потратить  3 -5 часов на регулярные посещения ресторанов и других увеселительных заведений, а 2 часа в неделю для посещения с любимой собакой дрессировочной площадки - нет?! Решаясь отдать собаку на обучение инструктору, необходимо понимать, что она не механизм, который может настроить специалист, а любой другой человек нажать "кнопку" и она заработает именно желаемым образом. Если Вы не умеете дрессировать собаку, через месяц после того как она вернётся в свой дом от обучавшего её инструктора, поведение её тоже вернётся к прежней норме (до обучения). Вам опять придётся обращаться к специалисту. В общем, это верный способ обеспечить инструктора постоянной, хорошо оплачиваемой работой. Какую бы скрипку Вы не купили (Амати, Гварнери, Страдивари) и как бы хорошо она не была настроена, если Вы не умеете играть на этом инструменте концерт Вы дать не сможете.  Тоже самое, даже если Вы приобретёте собаку являющуюся чемпионом мира по дрессировке, но при этом Вы не имеете представления о дрессировке собак, полноценно управлять ею не получится. 

- Я хочу чтобы инструктор проводил со мной индивидуальные занятия.

Такое решение, как правило, является проявлением стеснения или наоборот снобизма владельца собаки. В одном случае он не хочет показаться неумелым в присутствии других владельцев собак, во втором случае демонстрирует, что возня с собакой -  дело не достойное его высокого социального статуса. В этом случае трудно что-то исправить. А вот стеснительным владельцам просто надо понять, что на дрессировочную площадку ходят именно для того, чтобы учиться. Только лично занимаясь дрессировкой своей собаки Вы сможете понять, что за животное находится у Вас в руках и на что оно способно. Занятие на дрессировочной площадке строится по индивидуальной программе и зависит от уровня подготовки  владельца и его собаки, .но оно на порядок информативнее именно потому, что на примере работы нескольких дрессировщиков можно наблюдать выполнение одного и того же приёма и выбрать наиболее удобный для себя вариант. Индивидуальное занятие, которое инструктор проводит с конкретной парой (владелец + собака) и в конкретном месте, имеет смысл на продвинутых этапах дрессировки, когда и собака и её владелец обладают достаточно высоким  уровнем подготовки. На таком занятии решаются очень узкие, конкретные задачи обучения.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕССИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

          В идеале, будущий владелец, ещё до приобретения собаки должен получить информацию необходимую для правильного воспитания собаки и как можно раньше начать посещать дрессировочные занятия под руководством опытного инструктора. Все базовые формы поведения собаки формируются впервые месяцы жизни и могут закрепляться мгновенно и навсегда. Поэтому самый правильный ответ на вопрос: «Когда надо начинать дрессировать щенка?» - «Ещё вчера!!!». Причём дело даже не  в щенке. Результат зависит, от того как быстро владелец  научится дрессировать собаку и управлять ею. Для этого необходимо освоить теорию и практику дрессировки собак, для чего, в свою очередь, необходимо посещать дрессировочную площадку. Делать это  можно и без щенка, если в какой-то период владелец опасается заражения инфекционными заболеваниями, а ещё лучше до приобретения собаки. Также необходимо, чтобы в процессе занятий у дрессировщика имелось в наличии всё необходимое снаряжение и весь дрессировочный инвентарь. В процессе занятий инструктор, прежде всего, обучает владельца собаки, который дома проводит основную работу по её обучению. Как было сказано выше, каждое Ваше общение с собакой, даже самое короткое по времени, формирует её поведение и, по сути, является обучением.  Необходимо регулярно, не менее одного раза в неделю показывать щенка инструктору, чтобы своевременно вводить изменения и дополнения в обучение в соответствии с возрастными особенностями обучаемой собаки. Предпочтение необходимо отдавать тем инструкторам которые в процессе занятий иллюстрируют преподаваемый им материал работой со своей собакой. Использование рабочей собаки в качестве дидактического материала, лучший способ донести информацию до обучающегося. А для начинающего дрессировщика, это лучший способ усвоить правильную технику дрессировки. Чем раньше владелец начнёт учиться дрессировать собаку, тем быстрее он сможет добиться желаемых результатов в её обучении. В значительной степени результат дрессировки собаки зависит от интенсивности и регулярности занятий. При посещении около 50-и занятий на дрессировочной площадке в год, и ежедневных целенаправленных занятиях дома, владелец, впервые дрессирующий собаку, имеет шанс сдать по достижении ею двух летнего возраста испытания по рабочим качествам, к примеру, по IPO-1 и получить зачет. Но большинство владельцев собак  не укладываются в этот срок, поскольку из-за неопытности не в состоянии оценить весь объём предстоящих работ и не обеспечивают своевременное начало, необходимую интенсивность и регулярность занятий. По мере усваивания программы обучения, значительно увеличивается информативная и физическая нагрузка на каждом занятии, как на собаку, так и на дрессировщика. Поэтому, на продвинутых этапах обучения, необходимо скрупулёзное планирование каждого занятия. Многие владельцы считают, что обучение собак происходит на дрессировочной площадке, но на самом деле основной объём дрессировочной работы осуществляется с собакой дома, прежде всего во время "прогулки". По сути целью "прогулки" являются - отправление собакой естественных надобностей и дрессировка. Моцион - составная часть дрессировки.

      Суммируя вышесказанное, для успешной дрессировки собаки владельцу необходимо:

- ознакомиться с методикой дрессировки

- посещая дрессировочную площадку, освоить технику дрессировки

- помнить, что любое общение с собакой это и есть обучение, чётко планировать каждое  занятие с учётом информации, полученной на дрессировочной площадке.

ДЛЯ УСПЕШНОЙ ДРЕССИРОВКИ  ВЛАДЕЛЬЦУ НЕОБХОДИМО ЗНАНИЕ ПРИНЦИПОВ НАУЧЕНИЯ СОБАКИ, КОТОРЫЕ ИЗЛОЖЕНЫ В РАЗДЕЛЕ:  

«ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ»  

СОДЕРЖАНИЕ:

- ДРЕССИРОВКА,  

- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДРЕССИРОВКИ

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ 

СОДЕРЖАНИЕ:

- ДРЕССИРОВКА,  

- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДРЕССИРОВКИ

ТЕОРИЯ НАУЧЕНИЯ

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДРЕССИРОВКИ

ДРЕССИРОВКА (от французского dresser - выправлять, обучать), воздействие различными методами на животных для выработки и закрепления у них определенных условных рефлексов и навыков.

"Всё началось с того что, меня научили подносить тапочки!"

 
   
НАША КОМАНДА, КОНТАКТЫ
СОБАКИ ПИТОМНИКА
ПЛЕМЕННАЯ РАБОТА
ВЫСТАВКИ, СОРЕВНОВАНИЯ
ВИДЕО
ВЯЗКИ, ЩЕНКИ, ПРОДАЖА СОБАК
ДРЕССИРОВКА
ТВОРЧЕСКАЯ СТРАНИЦА

ДРЕССИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА             Для собаководов   г. Пензы