КРУПНОМАСШТАБНАЯ СЕЛЕКЦИЯ В ПОРОДЕ НЕМЕЦКАЯ ОВЧАРКА.
Содержание:
1.
Использование
селекционных показателей в племенной работе.
- здоровье (ветеринарные показатели)
- поведение (рабочие качества)
- экстерьер
- функциональность (физические возможности)
3. Селекция основных
признаков отбора:
- здоровье (ветеринарные показатели)
- поведение (рабочие качества)
- функциональность (физические возможности)
- допуск к племенному использованию
4. Организация зоотехнических мероприятий в рамках общественных объединений, ведущих племенную работу с породой.
* *
*
3. СЕЛЕКЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРИЗНАКОВ
ОТБОРА:
ПОВЕДЕНИЕ (рабочие качества).
Проблемы отбора.
В мире существует довольно много пород собак, в которых для
допуска к разведению необходимо наличие свидетельства о прохождении
испытаний по рабочим качествам. Система селекции рабочих качеств, в племенном
собаководстве, всегда была далека от совершенства и всегда находилась в
«конфликте» с селекцией экстерьера. На сегодняшний день, практически, для всех
пользовательских пород характерно деление на две популяции, в одной акцент
делается на селекцию экстерьера, а в другой на отбор по поведению.
В результате одна популяция, это собаки обладающие экстерьером ниже среднего уровня, но имеющие дипломы с испытаний или соревнований по рабочим качествам, по программам, пользующимся наибольшей популярностью среди спортсменов-дрессировщиков. Спортсмены утверждают, что именно такой экстерьер обеспечивает высокую работоспособность их собак и считают наличие диплома по дрессировке достаточным основанием для допуска собаки в разведение. В результате, во всех пользовательских породах, качество экстерьера собак, относящихся к так называемому «рабочему разведению», находится на уровне ниже среднего по породе.
Другая популяция - собаки, обладающие высококачественным экстерьером, но имеющие дипломы по дрессировке с явно завышенной оценкой или даже фиктивные. Для владельцев собак этой популяции дрессированность их питомцев не имеет практического значения, а вот к выставкам они относятся, как к отдельному виду спорта с собаками, не понимая при этом, что выставка, тем более монопородная, это всего лишь зоотехническое мероприятие, где производится оценка экстерьера собаки. Не более того, но и не менее. В результате - подготовка этих собак не позволяет получить на испытаниях оценку выше удовлетворительно. В силу этих обстоятельств, достоверная официальная информация о результатах обучения этой группы собак, которая составляет около 70 % поголовья породы, практически отсутствует. В таких условиях делать заявления об генетически обусловленном уровне развития рабочих качествах собак этой группы, как минимум, не профессионально, поскольку они существуют, вообще вне системы испытаний. Надо заметить, что "спортсмены" никогда не предъявляют претензии владельцам собак этой группы по поводу того, что они не обеспечивают своим питомцам правильное обучение, а сразу заявляют о "дурной наследственности". Это очень хитрый психологический ход. У потенциального покупателя немецкой овчарки возникает логическая связь между терминами наследственность и разведение. На фоне этой связи для дилетанта очень убедительным выглядит лозунг: " Покупайте наших щенков. Мы разводим собак с великолепными наследственными рабочими качествами!" В общем, причина такой агрессивной активности имеет сугубо меркантильную основу.
При разведении указанных групп собак используется приём селекции по минимуму признаков, являющийся основным в пользовательском разведении. Этот приём применяется в питомниках использующих собак по узкому спортивному или служебному направлению, где важнейшее значение имеют определённые особенности поведения, а остальные признаки контролируются по минимальному пороговому значению, или вообще, оставляются без внимания. К племенному разведению породистых собак эта форма разведения имеет мало отношения, поскольку задачи племенной работы с породой намного шире, чем разведение "очень красивых", или "очень рабочих" собак. Эти проблемы в полной мере относятся и к породе немецкая овчарка. В значительной степени это связано с тем, что в племенной работе с пользовательскими породами собак игнорируется базовый селекционный признак – продуктивность. Связано это с тем, что среди людей незнакомых с основами зоотехнии термин «продуктивность» ассоциируется лишь с мясом, молоком, яйцами и прочими сельхозпродуктами, не предполагая, что под это понятие попадают результаты любой деятельности. Так под это понятие попадает результат творческой деятельности человека: книга, картина, музыка, песня, фильм и т.п. Совокупность количества и качества этого продукта вполне можно охарактеризовать, как продуктивность творца. Продуктивность сельскохозяйственных животных является основным селекционным признаком, определяющим их племенную ценность. В Законе РФ «О племенном животноводстве» продуктивность племенных животных определяется как совокупность хозяйственно полезных признаков племенных животных. Продуктивность животного может быть выражена в килограммах, процентах, минутах (у спортивных лошадей), и т. п. То есть продуктивность определяется по объективным цифровым показателям. Продуктивность собак пользовательских (рабочих) пород определяется степенью выраженности её полезных форм поведения. Один из критериев определения продуктивности собак, это оценка рабочих качеств на испытаниях с указанием начисленных баллов. Но оценка судьи всегда имеет долю субъективности т. к. в программы оценки рабочих качеств собак не входит определение таких, объективных характеристик, как вес, скорость, высота и т.п. выражаемых в цифровых показателях. Поэтому на этапе оценки работы конкретной собаки, начисленные за выступление баллы, являются достаточно субъективной характеристикой. В рамках крупномасштабной селекции (национальный породный клуб), место собаки в сводке результатов испытаний приобретает статус объективного селекционного показателя за определённый временной период (один год, 5 лет). Качественное изменение статуса цифрового показателя происходит вследствие сравнительного анализа результатов участников испытаний. Чем больше объём статистических данных, тем выше точность статистического анализа. В селекции рабочих качеств эти данные могут использоваться, как косвенный способ оценки генотипа пробанда по собственному фенотипу, фенотипу сибсов, и как основной способ – по происхождению, на основании рейтинга производителей. Принцип вычисления аналогичен расчёту рейтинга производителей по результатам выставки - см. раздел При накоплении данных за 5, 10, 15 лет и более, эту информацию можно будет использовать для оценки происхождения пробанда (цухтверт по рабочим качествам).
Техника отбора.
Современные проблемы селекции рабочих качеств, прежде всего, связаны с тем, с тем, что традиционно в собаководстве использовалась одинаковая техника отбора, как по экстерьеру, так и по рабочим качествам. Происходит это из-за незнания или непонимания разницы в степени наследуемости экстерьера и поведения. Значительная разница в повторяемости этих признаков, предполагает разную технику отбора. Так, например, официально зафиксированная оценка экстерьера возможна с первых месяцев жизни собаки, а оценка рабочих качеств имеет жёсткие возрастные ограничения. Сдача испытаний возможна не ранее достижения собакой возраста оговорённого положением о сдаче испытаний (с 15 - 18 месяцев). Информация, которую может дать о рабочих качествах собаки её владелец, инструктор дрессировочной площадки, фигурант до достижения собакой указанного возраста, не может использоваться в качестве селекционного показателя, поскольку не является официальной и не оформляется документально. Широкая норма реакции такого признака отбора как поведение, также вносит свою специфику в технику отбора. В традиционной зоотехнии при оценке качественных признаков, имеющих широкую норму реакции, проявление которых в фенотипе в значительной степени зависит от условий внешней среды, требуется обязательное соблюдение следующих условий:
- животные до момента оценки повторяемости признака должны жить в одинаковых условиях обеспечивающих развития признака,
- к моменту оценки признака животные должны находиться в сравнительно одинаковом возрасте.
- для поступательного развития или, по крайней мере, поддержания селекционируемого признака на достаточном уровне необходимо обеспечить возможность проверки выраженности этого признака у 100 % ремонтного молодняка или близко к этому.
- единые схема, техника, и принципы оценки выраженности признака.
Проецируя выше сказанное на племенную работу с породой немецкая овчарка, необходимо выделить важнейшие условия для успешной селекции рабочих качеств.
Прежде всего, это обеспечение равных возможностей и максимальной доступности обучения всех собак и подготовки их к сдаче испытаний. Это направление работы должно быть приоритетным в деятельности НПК, его региональных и местных отделений, а основной задачей – организация дрессировочных площадок, а не только офисов для посиделок, торговли кормами и аксессуарами. Оптимальный вариант – офис на территории дресплощадки. Но вот наличие офиса у РО НПК при отсутствии у него дресплощадки, это непозволительная роскошь и неоправданная трата общественных или спонсорских средств. Базовое обучение на дрессировочной площадке должно проводиться в формате общественной работы. Участие в учебном процессе аттестованных специалистов-дрессировщиков, являющихся членами НКП, – обязательная общественная нагрузка. Обеспечить всё это не составит труда, если общественные кинологические организации будут функционировать в полном соответствии с законом РФ "Об общественных объединениях". Основной акцент в дрессировочном процессе должен быть сделан на обучение владельцев немецких овчарок современной методике и технике дрессировки. График сдачи испытаний должен обеспечивать несовпадение дат проведения этих мероприятий в граничащих между собой регионах. Владелец собаки должен, при необходимости, иметь реальную возможность сдать испытания несколько раз за сезон.
В процессе прохождения испытаний по базовой тестовой селекционной программе проверки поведения собака должна продемонстрировать желаемое для человека поведение, которое позволяет быстро и качественно подготовить служебную собаку по действующим нормативам испытаний рабочих качеств. Цель испытаний оценить выраженность инстинкта добычи, игрового инстинкта, уровень интереса к общению с дрессировщиком, социальную безопасность, нормальное развитие вестибулярного аппарата, координацию движений при преодолении препятствий, реакцию на сильные звуковые раздражители. Большое значение должно придаваться корректности выполнения команд из раздела послушание и защитная работа. Это позволяет оценить одну из важнейших характеристик поведения - способность собаки к обучению, возможность усваивания программы в максимально молодом возрасте за максимально короткий срок. Система оценки поведения собаки не должна провоцировать включение соревновательных амбиций дрессировщиков. Работа собаки должна оцениваться не в баллах, а по принципу – зачёт, не зачёт. Даже неквалифицированный в вопросах дрессировки владелец собаки должен иметь возможность обучить собаку по базовой тестовой селекционной программе под руководством инструктора при регулярном посещении дрессировочной площадки (около 50-ти посещений в год) и активной работе с собакой дома. Эта программа - минимальное условие для получения допуска к племенному использованию ККл-3. Дипломы, полученные на испытаниях по дрессировочным программам (не путать с базовой тестовой селекционной программой поведения) утверждённым РКФ, а также результаты участия в спортивных соревнованиях учитываются для повышения племенной классности племенного животного.
С позиции нейрофизиологии селекция рабочих качеств, это селекция уровня гормонального фона организма собаки, прежде всего дофаминергической системы. По данным современной нейронауки дофамин играет роль стимулирующего нейромедиатора, способствующего повышению двигательной активности, уменьшению двигательной заторможенности и скованности, снижению гипертонуса мышц, участвует в формировании и закреплении условных рефлексов при положительном подкреплении и в гашении их, если подкрепление прекращается. Другими словами, если наше ожидание награды оправдывается, мозг сообщает нам об этом выработкой дофамина. Если же награда не воспоследовала, снижение уровня дофамина сигнализирует, что модель разошлась с реальностью.
В качестве базовой научной основы селекции поведения на
современном этапе
СИСТЕМОГЕНЕЗ ПОВЕДЕНИЯ.
Переходы между развитием и обучением. Кумулятивный процесс. Эволюционная гипотеза.
Краткое изложение.
Организм подвергается естественному отбору на различных стадиях и с момента окончания онтогенеза.
Объектом естественного отбора является не организмы в целом, а определённые координации его соотношений с окружающей средой.
Эта координация активности может быть рассмотрена, как функциональная система, как комплекс элементов разных по анатомической локализации, которые взаимодействуют и взаимосодействуют достижению адаптивного результата, который может быть «замечен» естественным отбором.
Таким образом, интерфейсом между развитием и естественным отбором становятся отдельные функциональные системы, которые важны организму и заметны естественному отбору.
Большинство случаев естественного отбора не действуют на окончании индивидуального развития. В значительной степени естественный отбор действует на организмы, модифицированные индивидуальным опытом. Особенно это касается организмов, обладающих нервной системой и адаптивной пластичностью.
Два репертуара функциональных систем, которые подвергаются естественному отбору:
Новая проблемная экологическая ситуация является новым фактором естественного отбора для популяции.
Организмы, обладающие фенотипической пластичностью способны адаптироваться к вновь возникшей ситуации за счёт процессов обучения и пластичности нервной системы, особенно организмы потенцированные когнитивной активностью.
Результаты таких актов обучения служат предметом естественного отбора. Отбираются организмы, которые способны найти адекватные решения во вновь возникшей экологической ситуации.
Это вторичная функциональная система, надстройка над имеющимся врождённым поведением.
Если мы будем смотреть, что происходит в ряду поколений при постоянно действующей экологической ситуации, то увидим, что следующим шагом является постепенная кумуляция тех организмов и случайных генетических вариаций в популяции, которые существовали до возникновения новой экологической ситуации и существуют после. Но раньше они были нейтральные, а теперь могут служить фактором ускоряющим процесс обучения.
Перед лицом естественного отбора эти организмы будут статистически более заметны и будут иметь выгоду перед теми, которые должны решить эту задачу только за счёт процесса обучения. Если этот процесс и эта ситуация остаются экологически стабильными и продолжают накапливаться в ряду поколений, то постепенно мы наблюдаем переход значительной части процессов пластичности в процессы развития.
Происходит сдвиг решения задачи адаптации от процесса обучения к процессу закладки тех или иных элементов функциональной системы, как врождённых компонентов. Происходит это до тех пор, пока в большом количестве поколений, при стабильности этой задачи, данная функциональная система не становится генетически ассимилированной, т. е. в значительной степени, складывающейся за счёт накопления случайных генетических вариаций создающих фон индивидуального развития, подготавливающий организм к этой ситуации в результате, лишь короткого обучения.
Этот процесс мы называем генетической ассимиляцией функциональной системы. Это третий компонент теории системогенеза – ЭВОЛЮЦИОННЫЙ СИСТЕМОГЕНЕЗ, в котором приобретаемая адаптация, за счёт обучения, при наличии стабильной ситуации и генетических вариаций, дарвиновским путём переводится постепенно во врождённые функциональные системы.
Функционально – молекулярные модули, изначально использовавшиеся в ходе процессов обучения зависимых от индивидуального опыта, эволюционно сдвигаются процессом генетической ассимиляции назад на более ранние этапы индукции этих же клеточных и молекулярных процессов, но более ранними сигналами в индивидуальном развитии. Процесс генетической ассимиляции происходит до тех пор, пока функционально – молекулярные модули не перейдут в область индукции их в ходе первичного системогенеза, до консолидации системы. С этого момента они становятся тем, что мы рассматриваем, как классические механизмы развития нервной системы.
Иначе говоря:
В онтогенетической шкале функциональных систем мы видим:
1. Первичный системогенез консолидации функциональной системы.
2. Вторичный системогенез - это надстройка над этой функциональной системой новых факторов для её реализации, например условных стимулов для вызова этого поведения и модификаций способов достижения результата.
Для огромного количества систем, которые имеют врождённые компоненты репертуара, мы можем выстроить онтогенетическую шкалу, где часть системы созревает за счёт процессов первичного системогенеза и в них существует точка консолидации. В ряде систем это происходит до рождения. В них существуют процессы доучения, которые свойственны большинству систем, и как показывают исследования, даже в тех, которые считаются врождёнными и хорошо стабилизированными безусловными рефлексами. После консолидации они должны пройти минимальный этап обучения. В одних случаях этот компонент обучения может быть больше, в других случаях процессы консолидирующие систему включаются после окончания развития, например для социального, полового поведения. Таким образом, мы весь процесс онтогенеза можем видеть, как непрерывную череду созревающих функциональных систем, имеющих, первичный и вторичный копанет. Эти компоненты распределены по онтогенезу так, что момент начала обучения связан с созреванием данной системы и элементов в данной системе. Точка рождения организма не является критическим переходом между развитием и обучением, а просто обозначает большое количество функциональных систем, которые готовят организм к встрече с новой средой.
Исследования изменения врождённого пищевого поведения птенцов не зрелорождающихся птиц в лаборатории Киры Васильевны Шулейкиной позволили выделить несколько этапов этого процесса. Назвали его сменой ведущей афферентации. Раннее постнатальное поведение птенца запускается акустическим сигналом издаваемым родителем. После сигнала птенец поднимает голову и получает еду. На уровне пятого дня у птенца происходит открытие глаз, но видит он очень плохо. Но пищевое поведение уже переключается на зрительное управление. Птенец реагирует на изменение освещения, когда родитель влетает в гнездо. С развитием зрения реакция смещается на образ родителя. К моменту вылета из гнезда птенец ориентируется на удалённые предметы мелкого размера.
Примечание О. А. Гордеева.
Однако часть функциональных систем консолидируется до рождения. Поэтому мы видим периоды пренатального обучения во многих ситуациях, а часть функциональных систем продолжает свой онтогенез до точки консолидации достаточно долго (до полового созревания) и только после этого в них начинается процесс индивидуального обучения.
Переходы между развитием и обучением
Сдвиги переходов между развитием и обучением чётко зависят от зрелости или незрелости рождения видов животных организмов. Не зрелорождающиеся животные способны к минимальному обучению в ранний постнатальный период, а зрелорождающиеся имеют богатый репертуар функциональных систем, который сразу подвергается индивидуальной модификации.
Константин Владимирович Анохин
Российский учёный, нейробиолог, профессор,
член-корреспондент РАМН (2002) и РАН (2008)
В условиях искусственного отбора именно селекционер (эксперт по рабочим качествам, экстерьеру, а также заводчик и владелец собаки) формируют новую экологическую ситуацию, которая становится новым фактором селекции. Далее процесс соответствует всему сказанному выше, но протекает во много раз быстрее.
Варианты тестовых
селекционных программ.
Наиболее оптимальным вариантом базового теста отбора по поведению, можно считать следующие программы (после некоторой адаптации к местным условиям):
DMC (ГЕРМАНСКИЙ МАЛИНУА КЛУБ) – Körung
- Идентификация (клеймо, чип.)
- Взвешивание
- Измерение высоты в холке
- Осмотр зубной системы
- Осмотр тестикул
- упражнение. Подход к хозяину из группы посторонних людей из удерживаемого состояния.
- упражнение. Подход к хозяину в группу посторонних людей из удерживаемого состояния.
- упражнение. Борьба за валик с хозяином.
- упражнение. Поднос валика хозяину (свободный бросок).
- упражнение. Подключение к борьбе за валик постороннего человека.
- упражнение. Поиск спрятанного валика. (палатка, автофургон, помещение, среди различных предметов на отдельно стоящем столе или под столом и т.п.).
- упражнение. Движение по буму.
- упражнение. Проход через тоннель.
- упражнение. Подвесная, качающаяся площадка.
- упражнение. Качающийся бум.
- упражнение. Выстрел.
- упражнение. Движение рядом.
- упражнение Подзыв из стационарного положения.
- упражнение. Неожиданное нападение фигуранта.
- упражнение. Атака фигуранта через препятствие (тюки сена, большие канистры, пластмассовые бочки, картонные коробки и т. д.) в укрытии (палатка с занавеской из лент, и т. п.). Имитация ударов «шумовой» канистрой,
или программу:
ПРОГРАММА ПРОВЕРКИ ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ КЛУБОВ SV
Оценка поведения для немецких овчарок в возрасте 9 - 13 месяцев в SV.
- Unbefangenheit.
Übung 1 ID ß Kontrolle
Непринуждённость. Упражнение 1. ID (идентификационный контроль) - контроль
- Unbefangenheit. Übung 2 Zahnstatus
Непринуждённость. Упражнение 2. Состояние зубов
- Unbefangenheit.
Übung 3. Messen auf der Plattform
Непринуждённость. Упражнение 3. Измерение на платформе
- Sozialverhalten.
Übung 4. Beziehung Hund / Hundeführer
Социальное поведение. Упражнение 4. Отношения собака - хозяин
- Sozialverhalten.
Übung 5. Verhalten in der
Personengruppe
Социальное поведение. Упражнение 5. Поведение в группе людей
- Sozialverhalten.
Übung 6. Begegnung mit einem fremden
Hund
Социальное поведение. Упражнение 6. Встреча с чужой собакой.
- Geräuschempfindlichkeit. Übung 7. Geräuschquelle Motorsäge
Чувствительность к звуковым раздражителям. Упражнение 7. Источник шума бензопила
- Geräuschempfindlichkeit. Übung 8. Geräuschquelle Kette
Чувствительность к звуковым раздражителям. Упражнение 8. Источник шума цепь
- Geräuschempfindlichkeit. Übung 9. Schussempfindlichkeit
Чувствительность к звуковым раздражителям. Упражнение 9. Отношение к выстрелам
- Bewegungssicherheit. Übung 10. Wackeltisch
Координация движений. Упражнение 10. Движение по неустойчивой поверхности
- Bewegungssicherheit. Übung 11. Triebziel Wackeltisch
Координация движений. Упражнение 11. Движение по неустойчивой поверхности за движущейся целью
-
Bewegungssicherheit. Übung 12. Aufstieg / Höhenempfindlichkeit
Координация движений. Упражнение 12. Подъём / Отношение к высоте.
- Spiel &
Beutetrieb. Übung 13. Spiel mit dem Hundeführer
Игра и инстинкт добычи. Упражнение 13. Игра с проводником.
- Spiel
& Beutetrieb. Übung 14. Spiel mit dem Beauftragten
Игра и инстинкт добычи. Упражнение 14. Игра с помощником.
- Spiel &
Beutetrieb. Übung 15. Finderwille
Игра и инстинкт добычи. Упражнение 15. Желание поиска
- Spiel
& Beutetrieb. Übung 16. Bewegungssicherheit/ Glatter
Boden
Игра и инстинкт добычи. Упражнение 16. Координация движений/ Ровный пол
- Spiel
& Beutetrieb. Übung 17. Bewegungssicherheit/ Spiel &
Beutetrieb auf glatter Boden
Игра и инстинкт добычи. Упражнение 17. Координация движений./ Игра и инстинкт добычи на ровном полу
-Grundwesen.Übung
18. Verhalten bei Vereinsamung
Базовое поведение. Упражнение 18. Поведение в изоляции
Практически любая из признанных РКФ программ рабочих испытаний может
использоваться для повышения классности: IPO , мондьёринг, КД, ОКД + ЗКС,
при условии единого принципа оценки поведения собаки, особенно в отношении тех
форм, которые характеризуются как темперамент, желание и т. п.
Надо признать, что на технику отбора в собаководстве всегда значительное влияние оказывали социальные факторы. Эта проблема подробнее будет рассмотрена в разделе:
5. Организация
зоотехнических мероприятий в рамках общественных объединений, организующих
племенную работу с породой.
* Важнейшие факторы, обеспечивающие объективность оценки генотипа производителей по качеству потомства:
- единообразие оценки работы собак независимо от ранга мероприятия и количества участников,
- достоверность статистических данных (сводка результатов).
Без выполнения перечисленных условий теряется смысл любого селекционного мероприятия.
* *
*
Содержание:
1.
Использование
селекционных показателей в племенной работе.
- здоровье (ветеринарные показатели)
- поведение (рабочие качества)
- экстерьер
- функциональность (физические возможности)
3. Селекция основных
признаков отбора:
- здоровье (ветеринарные показатели)
- поведение (рабочие качества)
- функциональность (физические возможности)
- допуск к племенному использованию
4. Организация
зоотехнических мероприятий в рамках общественных объединений, ведущих племенную
работу с породой.