КРУПНОМАСШТАБНАЯ СЕЛЕКЦИЯ В ПОРОДЕ НЕМЕЦКАЯ ОВЧАРКА.

Содержание:

 

1. Использование селекционных показателей в племенной работе.  

2. Основные признаки отбора:          

- здоровье (ветеринарные показатели)

- поведение (рабочие качества)

- экстерьер

- функциональность (физические возможности)

3. Селекция основных признаков отбора:

- здоровье (ветеринарные показатели)

- поведение (рабочие качества)                

- экстерьер

- функциональность (физические возможности)

- допуск к племенному использованию

4. Организация зоотехнических мероприятий в рамках общественных объединений, ведущих племенную работу с породой.

 

                                                                                           *   *   *

 ЭКСТЕРЬЕР.

Техника отбора.

Характерной особенностью этого признака является достаточно стабильная выраженность признака в онтогенезе. В отношении собак, разговоры о превращении гадкого утёнка в великолепного лебедя, не более, чем миф. Собаки с высоким качеством экстерьера, как правило, гармонично развиваются во всех возрастных периодах. В любой возрастной группе ровесников можно выделить лучших особей. Как правило, они получают высокие оценки и места на выставках с самых младших классов и до рабочего, что подтверждается официальными документами (выставочными дипломами). В соответствии с действующим положением о племенной работе, оценка экстерьера животного начинается, практически, с рождения  и продолжается в течение всей жизни пока оно участвует в воспроизводстве. Это актировка помётов, монопородные выводки молодняка и выставки.  Результаты экспертизы, отражённые в отчётах о выставках, имеют статус официальных статистических данных. Обработка этих данных позволяет рассчитать  основные показатели  по такому признаку отбора, как экстерьер. Показателем является место собаки в рейтинге:

1. Выставочный рейтинг (по собственному фенотипу).

2. Рейтинг производителей (по качеству потомства).

3. Рейтинг по происхождению (по родословной).

Это вполне соответствует задачам крупномасштабной селекции - определить  позицию каждого конкретного производителя, входящего в племенное ядро породы, выявить группу улучшателей. Первый и третий рейтинги входят в косвенную  оценку генотипа производителя. Она используется при отсутствии информации о потомстве.  Второй рейтинг является основным. Данная информация должна издаваться НАЦИОНАЛЬНЫМ КЛУБОМ ПОРОДЫ в качестве официального документа  и быть доступной для пользования заводчиками.

      Оценка  потомков производителя по экстерьеру, является наиболее объективным способом, определения его племенной ценности в передаче этого селекционного признака (признака отбора), а место в ринге  - является основным селекционным показателем (показателем отбора). Но не следует забывать, что схемы  расчета коэффициентов на основании селекционных показателей статистические  и относительные. У отдельных животных, при получении от них потомства,  уклонение от среднего показателя может быть достаточно  большим.  Достоверные данные, при их использовании, можно получить  только при очень  большом количестве учтённых животных. Необходимо учитывать, что и на выставочную карьеру конкретной собаки влияет множество факторов. Оценка экстерьера происходит путём сравнения среди сверстников. Уровень конкуренции может оказать серьёзное влияние на результат экспертизы. Кроме наследственных задатков, на место занимаемое собакой,  определённое влияние имеет её физическая и техническая подготовка. Изменение этих параметров может влиять на изменение позиции собаки в ринге от выставки к выставке. Кроме того, определённое влияние оказывают и возрастные изменения. За 2-3 года у собаки могут измениться: прочность связок, пропорции отдельных частей тела, техника бега и т.п. Поэтому выставочный рейтинг собаки может меняться в разные периоды её жизни. Поэтому, для получения объективной характеристики, необходим учёт результатов экспертизы за все годы, участия собаки в выставках. Высокая выставочная конкуренция (большое количество собак в ринге, максимальное представительство регионов), обеспечивает большую объективность позиции собаки в экстерьерном рейтинге породы в стране её проживания. Наиболее ярко эти показатели  выражены на главной монопородной выставке страны (при наличии одной организации, которая направляет и контролирует  племенную работу с породой в стране). Как правило, главная выставка является завершающим этапом конкретного календарного периода – один год. Примером может являться главная выставка немецких овчарок Германии - BSZS с присуждением звания ПОБЕДИТЕЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПЛЕМЕННОЙ ВЫСТАВКИ. При отсутствии в стране такого мероприятия возникает необходимость составлять рейтинги по результатам крупных монопородных выставок,  проходивших на территории страны в течение года, на которых получили оценки не менее 100 экспонируемых собак, а на основании этих рейтингов составлять сводный рейтинг за год. Такая схема позволяет в значительной мере снизить влияние на рейтинг случайных факторов, в том числе такого, как субъективность экспертизы и недостаточный объём статистического материала. Следующий этап – составление рейтинга за 5 лет (срок который можно определить, как два генерационных интервала отец – сын). На основании этого рейтинга можно выделить группу кобелей улучшателей, оказывающих  наибольшее влияние на развитие породы. Эти материалы, при их накоплении за 10-15 летний срок и далее, могут использоваться как селекционный индекс характеризующий качество происхождения. Таким образом, рейтинг по результатам конкретной монопородной выставки, это не самоцель, а лишь этап в комплексе мероприятий крупномасштабной селекции. Общая схема выглядит следующим образом:

1 этап.

Рейтинг по результатам главной монопородной выставки (или по результатам монопородных выставок за год).

Некоторые владельцы собак высказывали недоумение по поводу того, что их собака в рейтинге производителей по результатам той, или иной Российской монопородной выставки, находилась на более высоком месте, чем зарубежный производитель международного уровня. При этом сразу ставилась под сомнение правильность рейтинга. Но дело тут, просто напросто, в неправильном понимании информации.  В заглавии всегда написано на основании результатов, какой выставки рассчитан рейтинг. Например: монопородная выставка ранга КЧК  г. Н-ск. Эта фраза является ключевой. Если вас интересует позиция Вашего производителя в международном рейтинге, надо смотреть рейтинг по результатам BSZS. Но скорее всего кличку своей собаки в этом рейтинге Вы просто не обнаружите. А то, что производитель международного класса по результатом Российской выставки ранга КЧК в рейтинге оказался "ниже" Вашего кобеля, говорит, прежде всего,  о том, что матери  потомков этого выдающегося производителя, оказались далеко не лучшими производительницами. Если же потомки этого кобеля вывезены из-за рубежа, возможно, его позиция в рейтинге производителей, по итогам данной выставки, является результатом неудачного выбора щенка из помёта.

2 этап.

Рейтинг за пять лет.

http://slesnogo.narod.ru/Rating_GS2016/RprRUS2011_2015/RprRUS2011_2015.html

3 этап.

Выделение группы ведущих производителей.

Составленный по результатам BSZS 2000-2009 рейтинг производителей и генеалогические схемы собак отборного класса показывают, что лидеры рингов не всегда являются выдающимися производителями. Вычисление среднеарифметического рейтинга производителей за 5 лет, например, с 2000 по 2004 г.г. (два генерационных интервала отец-сын) позволяет вычислить группу производителей оказывающих доминирующее влияние на формирование породы немецкая овчарка за указанный период, то есть относящихся к категории улучшателей. С учётом регулярности фигурирования в годовых рейтингах производителей и мест в сводном рейтинге учитываются двадцать лучших кобелей.  Эта группа разделена на четыре категории по пять собак в каждой. Рейтинги производителей за следующие пятилетки, позволят использовать их для расчёта цухтверта по происхождению при оценке пробанда по происхождению (по родословной). С накоплением статистических данных определение качества происхождения пробанда становится более объективным.

 

ТАБЛИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Ктегория

                                                                                Кличка производителя, №  родословной

1

 

 

 

 

 

                    2000 - 2004                                                   2005 – 2009                                                    2010 – 2014

 Приложение:                                        Приложение:                                               Приложение:

 генсхема 1, генсхема 2.                      генсхема 1, генсхема 2.                              генсхема 1, генсхема 2.   

 Yasko vom Farbenspiel         SZ 2010154            Zamp vom Thermodos                     SZ 2101021             Remo vom Fichtenschlag               SZ  2208401

 Ursus von Batu                      SZ 1932624             Vegas du Haut Mansard                 SZ 2164725             Dux de Intercanina                          SZ  2201863

 Esko vom Denischen Hof     SZ 1998887             Odin vom Holtkamper Hof             SZ 2138918              Bojan vom Pendler                         SZ  2191414

  Wallace aus Agrigento         SZ 2017496             Negys vom Holtkamper See          SZ 2152835             Omen Radhaus                               SZ  9159530

 Bax von Luisenstrasse          SZ 2042606             Quen vom Lohner Weg                  SZ 2119344             Fulz Zenevredo                               LOI  09-89164

2

 

 

 

 

 

 Dux della Valkuvia       SZ 2052621            Tyson vom Kottersbusch    SZ 2175542         Joker vom Eichenplatz                  SZ  2203726

 Hill vom Farbenspiel            SZ 1944110               Furbo degli Achei                            SZ 2213251             Ober von Bad-Boll                          SZ  2169889

 Larus von Batu                     SZ 2062960                Dux de Cuatro Floress                   SZ 2127932             Floro degli Achei                            SZ  2218004

 Mack von Aducht                 SZ 1995026                Kwantum vom Klostermoor           SZ 2172355             Paer vom Hasenborn                      SZ  2194208

 Quantum von Arminius       SZ 2055986              Yukon von der Bastillie                  SZ 2157960             Iliano Fichtenschlag                       SZ  2241909

3

 

 

 

 

 

 Gandi von Arlett         SZ 2031121           Marko dela Valcuvia          SZ 2136091            Arex von der Wilhelmswarte         SZ  2196624

 Rikkor von Bad-Boll            SZ 1919865               Idol vom Holtkamper Hof               SZ 2109990            Wallaby Kapellenberg                     SZ  2233829

 Ulk von Arlett                        SZ SZ 1769704         Yanox von Bad-Boll                         SZ2132604             Lennox Regina Pacis                        SZ  2236501

 Nero v. Nobachtal                  SZ 2080775                Ingodds Agassi                                SZ 2162689            Landos Quartier Latin                     SZ  2246188

 Neptun von Bad-Boll             SZ 1959513               Digger vom Elzmundungsraum   SZ 2161884             Bruno von Vierhundert Hertz        SZ  2177343

4

 

 

 

 

 

 Wisky vom Bierstadter Hof  SZ 2062851 Orbit vom Huhnegrab        SZ 2107789             Yerom vom Haus Salihin                 SZ  2165494

 Orbit von Tronje                    SZ 2037762                Nando vom Gpllerweiher              SZ 2123269             Vanos van Noort                                SZ  2200919

 Kevin von Murtal                   SZ 2020273                Flipp von Arlett                              SZ 2093963              Enosch Amasis                                  SHSB  677930

 Baru von Haus Yu                  SZ 1972084               Bravos vom Steffen Haus              SZ 2120031             Quattro von der Partnachklamm    SZ  2216142

 Hoss vom Larchenhein          SZ 1996722              Basi von der Urbecke                     SZ 2138725             Fred Rumbachtal                                SZ  2237270

5

Все остальные производители

 

4 этап.

Использование материалов полученных на 3-м этапе для оценки происхождения пробанда.

Принцип вычисления коэффициента качества происхождения, в целом, основан на вычислении коэффициента инбридинга по Райту - Кисловскому, с той разницей, что учитывается влияние кровей не одного предка, а всех, генотип которых в наибольшей мере отвечает единым желаемым требованиям.

Данные таблицы используются при вычислении индекса качества происхождения пробанда в формуле:

где Р - коэффициент качества происхождения; n - категория производителя улучшателя; а - ряд родословной в котором находится улучшатель.

Пример:

В предлагаемой родословной пробанда имеются три кобеля включенные в таблицу улучшателей. Кобель 1-ой категории, в первом ряду предков. Два кобеля третьей категории (один в четвёртом ряду, другой в третьем ряду предков). Вносим эти данные в формулу

Полученный в результате расчёта коэффициент приобретает свойства селекционного индекса. Чем меньше полученный коэффициент, тем выше качество родословной.  Но заводчик должен всегда помнить об определённой условности такого показателя отбора, как место занятое собакой в ринге на BSZS. Стоит в значительной мере измениться критериям оценки собаки (например, изменятся представления о типе, конструкции, пропорциях), предлагаемый рейтинг производителей потеряет всякое селекционное значение. Так же не следует забывать, что оценка пробанда по происхождению не является единственной, а входит в комплекс обязательных селекционных мероприятий. При оценке происхождения  необходимо учитывать, к какой кровной линии относится пробанд. Заводские линии также имеют свой рейтинг и перспективы развития. Принадлежность пробанда к заводской группе с положительной динамикой развития увеличивает его ценность как производителя.

       Данная схема сохраняет актуальность только при её непрерывном пополнении статистическими материалами. Она не предполагает деление производителей на группы по продолжительности их племенного использования, а прослеживает изменение оценки потомков в онтогенезе, т. к. охватывает весь период племенного использования производителя. Получаемая в результате анализа этих материалов информация, в процессе обработки меняет своё селекционное значение и переходит из категории «оценка по потомству» (1-2 этап) в категорию «оценка по происхождению» (3-4 этап). 

       При пользовании рейтингами следует учитывать масштаб выставок по результатам, которых они составлены. Рейтинги, составленные по результатам Российских выставок, на 3, 4 этапе, более актуальны для российских производительниц, т. к. местные производители (отечественного разведения или импортированные) через одно, максимум два поколения уходят в матки и не фигурируют в отцовской стороне родословных. Во всяком случае такова ситуация на современном этапе развития породы в России. Рейтинги производителей, составленные по результатам BSZS, имеют практически бессрочное значение, при определении качества происхождения, как  кобелей, так и  сук, независимо от страны их проживания, а с накоплением статистических материалов их объективность и информативность только возрастает. 

 

Расчёт рейтинга производителей по результатам выставки производится по следующим параметрам:

1. По всем потомкам. Вычисляется среднеарифметический показатель суммы мест всех потомков производителя представленных на выставке. Место потомка в градации оценки следующей за высшей (оч. хор. после отлично, или хорошо после очень хорошо до рабочего класса; перспектива после большой перспективы до младшего класса) определяется следующим образом:

- последнее место в классе, с наибольшим количеством мест, в градации высшей оценки на данной выставке + место учитываемого потомка в своей оценке, в своём классе,

- таким же образом ведётся определение мест в рамках более низких оценок,

- место потомка в отборном классе (VA) умножается на коэффициент: 0.1.

      Потомки, зарегистрированные на выставку, но не допущенные к экспертизе, или снятые с извинениями, при составлении рейтинга производителей не учитываются.

 

2. По трём лучшим. Вычисляется среднеарифметический показатель суммы трёх лучших мест занятых потомками производителя на данной выставке. Данный показатель косвенно иллюстрирует значение производителя, как улучшателя.

 

3. По количеству представленных потомков (популярность). Для включения производителя в рейтинг необходимо определить минимальное количество его потомков, которое должно быть представлено на выставке. Например, для российских выставок – 3, для BSZS – 6. Производители, от которых представлено меньше потомков, не оказывают значительного влияния на развитие породы в стране его проживания. Производитель, представивший наиболее многочисленную группу, оценивается первым местом. Далее места понижаются (2-е, 3-е и т. д.) по мере уменьшения потомков в группе.

 

*Итоговый рейтинг производителя по результатам выставки. Вычисляется среднеарифметический показатель суммы трёх вышеуказанных параметров.

                 

       Как было сказано выше, кроме оценки производителя по качеству потомства, ещё одним способом оценки генотипа является оценка по собственному фенотипу (экстерьеру). Она тоже проводится по результатам выставки, по той же методике, что и оценка по качеству потомства. Для производителей Германии и производителей, имеющих международное значение, это результаты BSZS. Для производителей, проживающих в России – годовой рейтинг по результатам монопородных выставок за год, на которых представлено не менее 100 экспонентов. Учитываются отдельно кобели рабочего и среднего класса, по следующим показателям:

1. Место занятое собакой. Вычисляется среднеарифметический показатель суммы мест занятых кобелём на монопородных выставках в течение года.

2. Уровень конкуренции (количество собак в рингах). Выставка, на которой в расчётном году в рабочем и среднем классе было представлено наибольшее количество кобелей, получает 1 балл,  с меньшим количеством экспонентов 2 балла и т. д. Затем вычисляется среднеарифметический показатель по сумме рейтингов выставок, на которых участвовал учтённый в рейтинге кобель

Итоговый выставочный рейтинг. Вычисляется среднеарифметический показатель суммы двух вышеуказанных параметров.

 

Взаимосвязь рейтинга по происхождению и выставочного рейтинга с рейтингом производителей.

При составлении таблицы учтены кобели, на которых на момент её составления имелись данные по трём показателям – качество потомства, происхождение, выставочный рейтинг. Такая информация имелась только на 19 кобелей. Но и при таком, сравнительно небольшом, объёме статистических данных, очевидно, что лидирующая группа кобелей в рейтинге производителей имеет и наиболее высокий рейтинг по происхождению и результатам выставочных оценок. Причём соответствие рейтинга производителей среднеарифметическому показателю суммы рейтингов по происхождению и экстерьеру, ещё более показательно.

 

     Взаимосвязь выставочного рейтинга и качества происхождения кобеля с его позицией в рейтинге производителей

          Кличка производителя

Рейтинг по качеству потомства

Рейтинг по происхождению

    Выставочный рейтинг

Рейтинг по среднеарифметическому показателю по происхождению и выставочному рейтингу

Личный

Лич.

1/3 группы

1/2 группы

 

Лич.

1/3

группы

1/2  группы

Лич.

1/3 группы

1/2

группы

Rubens v. Thermodos 

1

7

5.2

9.2

1    

9.7

9.8

4

8.9

9.5

Cent v. Haus Portofino

3

1

2

1.5

Hagadahls Ferro

4

3

3

3

Robby v.Martelsberg

8

2

11

6.5

Graif vom Grafenbrunn       

11

7

37

22

Эндрефальва Клиффорд

12

11

4

7.5

Idal'go Nord Shtorm 

14

13

15.2

8  

8.3

10.5

11.8

Бальдрсенс Самурай

16

21

4

12.5

Siska v. d. Freiheit Westerholt

18

18

18

18

Arko v. Storchsberg     

19

5

14.3

6

13.6

5.5

14

Allemo Haus Volfgang

20

26

9

17.5

Рус Брискази Император 

24

8

5

6.5

Uso v.d. Freiheit Westerholt

28

4

14.9

2

16.6

3

15.7

Натц ф. Франкенгольд

31

20

32

 

26

Zearo v. Zellwaldrand

31

3

14

 

8.5

Vogerland Shaytan   

33

31

54

 

42.5

Robuk Dei Monti Della Laga 

34

13

10

 

11.5

Oneal von Antheus  

35

25

3

 

14

Mercury Amfitrion      

41

8

1

 

4.5

 

Таким образом, по качеству происхождения и выставочному рейтингу собаки можно прогнозировать её племенные качества. Необходимо также помнить, что при переоценке рейтинга родителей пробанда по потомству (что особенно характерно для отцов) может измениться его рейтинг по происхождению. Поэтому для объективности рейтингов необходим постоянный учёт и анализ результатов племенного использования производителей.

      Данная работа учитывает только рейтинги кобелей лишь по той причине, что влияние производителя на развитие породы гораздо выше, чем влияние матки. Связанно это с количеством потомков, которое получают от них за весь период племенного  использования. Но поскольку передача наследственной информации потомкам от родителей осуществляется в одинаковом объёме, отбор производительниц должен быть не менее жёстким и целенаправленным, чем отбор производителей.

 

 

                                                                                           *   *   *

 

Содержание:

1. Использование селекционных показателей в племенной работе.  

2. Основные признаки отбора:          

- здоровье (ветеринарные показатели)

- поведение (рабочие качества)

- экстерьер

- функциональность (физические возможности)

3. Селекция основных признаков отбора:

- здоровье (ветеринарные показатели)

- поведение (рабочие качества)                

- экстерьер

- функциональность (физические возможности)

- допуск к племенному использованию

4. Организация зоотехнических мероприятий в рамках общественных объединений, ведущих племенную работу с породой.